О государственной поддержке печатных СМИ

Выступление депутата Шурчанова В.С. на пленарном заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 15 апреля 2016 года.

О государственной поддержке печатных СМИ

Начну с интересного сообщения. Как пишет «Российская газета» («Печати верить» от 13.04.2016 г.), информация в печатной прессе вызывает больше доверия населения, чем на TV и радио. Счёт 40:28 процентов в пользу печатной прессы. Она почти догнала Интернет (42 процента), у которого больший процент только из-за дешевизны.

Таким образом, отрасль печатных СМИ и книг по-прежнему играет и будет играть важную  политическую, социальную и культурную роль в жизни страны. Она формирует единое информационное пространство страны и является одним из ключевых звеньев в системе безопасности страны и реализации демократических принципов развития гражданского общества.

При содействии Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи и других Комитетов Государственной Думы Российской Федерации, комиссий Общественной палаты, Ассоциации распространителей печатной продукции, Почты России, Правительства России, издателей и распространителей сделано немало в поддержку печатных СМИ. Были поручения на уровне Президента страны по поддержке региональной и местной прессы, однако положение остаётся критическим.

Экономический кризис, колебание рубля, рост цен на бумагу и типографские услуги, падение доходов населения, снижение рекламных поступлений от законодательных ограничений в издательские бюджеты негативно отражаются на ситуации в отрасли в целом.

Почтовая подписка стала дороже розницы, что убивает её на корню. Подписная цена значительно выше каталожной. Газетно-журнальные киоски в стране уничтожаются со скоростью 7 киосков в день. Осталось 27 тысяч, было 42 тысячи. Книжных магазинов в  стране меньше, чем в царской России 100 лет назад. Уже в райцентрах нет книжных магазинов, нет в городах с населением 50 тысяч и более человек.

Это выражается в падении тиражей газет в прошлом году на 10%, закрытии 10% периодических изданий.

Принятые в последние годы некоторые законодательные акты крайне негативно отразились на бюджетах издателей и распространителей периодики. Запрет продажи в киосках формата «Печать» табачных изделий не сократил потребление табака, а лишь вызвал уменьшение на 25-50% продажи периодики.

Отмена государственного субсидирования подписки (ранее Почта получила 6 млрд. рублей) привела к худшему положению, особенно в детских журналах и газетах,  детской литературе.

Нужна осознанная государственная поддержка печатных СМИ. Сейчас идёт формирование бюджета на следующий год.

Важно в ходе текущего формирования бюджета на следующий год Правительству РФ рассмотреть возможность реализации следующих инициатив, предложенных отраслью печатной продукции и общественностью.

1) Законодательно определить статус социально значимой печатной продукции для газет и журналов (детские, молодёжные, женские, научно-популярные, общественно-политические и партийные (представленные в Госдуме)  и др.), а системе распространения прессы и книг (в розницу и по подписке) – статус социально значимой услуги.

Признать в правовом порядке книжную и периодическую печатную продукцию в качестве элемента культуры, а систему их распространения как систему, выполняющую функции культурного назначения.

2) В области издательской деятельности:

— сохранить практику субсидирования социально значимых периодических изданий;

— внести в налоговое законодательство РФ изменения, позволяющие издателям периодики и книг отнести на расходы по налогу на прибыль потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков для периодических печатных изданий; книг и иных непериодических печатных изданий; календарей (независимо от их вида) – до 30 процентов;

— освободить от налогообложения часть тиражей изданий, используемых в целях их продвижения на рынок СМИ;

— для новых издательских, проектов увеличить процент списания на расходы не реализованного тиража до 70-80% стоимости тиража;

— внести изменения в федеральный закон «О рекламе» в пользу печатных изданий.

3) В области производства периодики и книг:

— отменить ввозные таможенные пошлины на бумагу и расходные материалы, не производимые или производимые в недостаточном объёме в РФ;

— ввести экспортные пошлины на вывоз газетной бумаги и другой готовой целлюлозно¬-бумажной продукции за рубеж в размере 5-10%;

— зафиксировать отпускную стоимость бумаги для печати отечественных газет и журналов на уровне ноября 2015 года;

4) В области подписки на прессу:

— возобновить предоставление субсидий на подписку печатных СМИ;

— предоставить целевые субсидии для школ, вузов, детских домов для оформления подписки;

— компенсировать подписчику повышение почтовых тарифов на приём и доставку подписки освобождением от обложения НДС подписного тиража;

— официально установить сроки доставки подписных изданий подписчикам;

— проводить изменение почтовых подписных тарифов только после обсуждения этого вопроса с участием представителей отрасли, как это было до 2014 года;

— предоставить специальные скидки на почтовые тарифы по доставке для регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

5) В области распространения прессы и книг:

— наделить Минкомсвязи России дополнительными полномочиями по выработке государственной политики и координации исполнительной власти в сфере поддержки организаций, занимающихся распространением прессы;

— вывести из ведения торговых департаментов во всех регионах РФ объекты по продаже прессы и книг. Перевести их в подчинение департаментам информации и СМИ;

— построить в стране единую вертикаль по управлению информацией и СМИ без участия торговых и иных непрофильных департаментов;

— наложить мораторий и не допустить закрытия газетных киосков;

— внести в налоговое законодательство РФ изменения, позволяющие отнести на расходы по налогу на прибыль расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции в пределах до 30 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции;

— оказать поддержку распространителей прессы и книг в виде льготных условий аренды, пониженных налоговых ставок по налогу на имущество, по земельному налогу, по транспортному налогу;

— обратиться в региональные органы законодательной власти с рекомендацией производить отбор организаций на размещение нестационарных торговых объектов специализации «Печать» исключительно на основе конкурсов, а не денежных аукционов;

— ввести право для субъектов малого предпринимательства, занятого в сфере распространения прессы, на продление договора аренды без проведения конкурсных процедур, сроком не менее чем на 7 лет, при условии, что они не допускали нарушений ранее заключенного договора;

— в целях реализации принципа «меняется место — сохраняется бизнес» ввести в практику предоставления хозяйствующему субъекту альтернативного равноценного компенсационного места для установки торгового объекта, если место, на котором размещён объект, требуется для государственных или муниципальных нужд;

— вести патентные принципы налогообложения в системе распространения прессы;

— расширить ассортимент продаваемой в киосках формата «Печать» продукции, включив в перечень продаваемых товаров и услуг: табак, другую продукцию, входящую в категорию «импульсной покупки», содействующей продажам прессы;

— установить льготные тарифы (50% оплаты) или установить право на бесплатный проезд по федеральным и платным трассам для транспорта, доставляющего периодическую печать.

 

*****

 

По нашим расчётам, реализация названных мер позволит увеличить ВВП страны на 2,5 – 3,5 процента и занятость населения, обеспечит информационное, культурное и правовое единство страны.

Спасибо за внимание!

Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции

Запись опубликована в рубрике Авторитетно. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *