«Спасение медиаотрасли — в реализации принципа “трех нулей”», — Александр Оськин, АРПП

Жаркие дебаты развернулись вчера в Общественной палате РФ. На повестке дня — меры по спасению медиаотрасли России. Подводя итог слушаниям, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин предложил принцип «трех нулей», реализация которого позволит действительно спасти и книжную и периодическую печать в нынешний период кризиса.

О том, что это за волшебные «нули» PlanetaSMI.RU спросила у эксперта по итогам заседания.

— Александр Владимирович, вчера при поддержке АРПП в Общественной палате РФ состоялись слушания, посвященные спасению печати в нынешний период кризиса. Какие идеи были озвучены?

— В выступлении большинства коллег прозвучали важные и ценные мысли и предложения в части преодоления кризиса в медиаотрасли. Все они отражены в итоговых материалах ОП. Конечно, за один день никому не удастся реализовать такое богатство идей, но работать в этом направлении надо. Отмечу яркое выступление исполнительного директора Гильдии издателей периодической печати Елены Шитиковой, которая указала, что предложения медиаотрасли, сформулированные в письме главных редакторов четырех ведущих газет страны и дважды врученные лично президенту Путину, так и не получили реализации. Вообще, вопрос невыполнения указаний президента поднимался несколько раз, но дать четкий ответ на вопрос о том, почему так произошло, никто и не смог.

— А лично вы как считаете?

— На мой взгляд, главная причина не реализации поручений президента — полная пассивность кабинета министров во главе с Дмитрием Медведевым. Надо называть вещи своими именами: именно не способность! Нежелание кабинета министров заниматься медиаотраслью привело к тому, что ни одно из поручений президента так и не было выполнено. И именно поэтому на нашем рынке получили развитие все те негативные тенденции, о которых говорили уже многократно: и в системе распространения, и в полиграфии, и в сегменте рекламы…

Прошедшие в Общественной палате слушания выявили, что куда не кинь — везде клин, начиная с производства и бумаги, и заканчивая киосками и подписными агентствами. Везде серьезные проблемы, которые год от года только усугубляются. Благодаря поддержке председателя Комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Дмитрия Бирюкова, который и инициировал данное заседание, все накопившиеся проблемы и вопросы удалось высветить и представить на уровне общественных слушаний.

Нет, конечно на российском рынке есть островки благополучия. Это, например, Липецк и Воронеж, где арендная ставка под киоски прессы составляет не сумасшедшие московские 2 тыс. руб. за один квадратный метр, а всего 12 (в Липецке) или вообще ноль (в Воронеже). Когда видишь подобные примеры, понимаешь как должно быть на самом деле, и как может процветать медиаотрасль, когда власти понимают ее значимость для общества. На фоне этих двух регионов видно насколько сильно деградировала вся остальная страна.

— Выступая вчера на слушаниях, в качестве спасательного круга для рынка вы предложили принцип «трех нулей». Поясните, что вы имели ввиду?

— Первый «ноль» — это нулевая ставка НДС для медиаотрасли. Эта идея тесно связана с инициативой Совета по правам человека, глава которого Михаил Федотов предлагает внести в законодательство ряд поправок, касающихся поддержки СМИ, в том числе прировнять издание и распространение СМИ к социально значимым услугам. Не ошибусь, если скажу за всю отрасль: наше счастью будет немереным, если инициатива СПЧ воплотиться в жизнь. Подписка, розница, производство и распространение всей печатной периодики и книг должны иметь нулевой НДС, как это и происходит во многих европейских странах, например в Великобритании.

Второй «ноль» касается подписки, и подразумевает обнуление стоимости доставки населению всех подписных изданий. Иными словами нужно сделать так, чтобы вся подписка в части ее доставки для населения стала бесплатной. Но сделать это можно только с помощью государства. Это означает введение нулевого тарифа для «Почты России» по доставке подписных изданий. Может сегодня почта это сделать? Нет, не может. Она является коммерческим предприятием, и при всем желании руководства почты реализовать эту, во многом фантастическую, идею, говорить о ее выполнении не серьезно. Однако вернемся к международному опыту. Во многих странах от Америки до Китая поддержка медиарынка реализуется именно в части дотаций на доставку подписных газет и журналов. Поэтому здесь пресса доступна для населения. А у нас — нет. Россия — единственная в мире страна, где пресса по подписке стоит дороже, чем в розницу. Это возмутительный факт! Нонсенс! Вся суть подписки именно в том, что человек имеет возможность получить требуемое издание дешевле за счет внесения оплаты за него заранее. Однако наше государство отвернулось от населения… Поправить ситуацию и изменить положение может только оно. Если «второй ноль» воплотиться в жизнь, подписка станет дешевле розницы, а значит, будет интересна и доступна для каждой семьи. Она вновь станет важным элементом информационного обеспечения населения, повышения культуры, привлечения к чтению.

Наконец третий «ноль», который нужен нашей отрасли, — это нулевая арендная ставка для киосков прессы и книжных магазинов. И это не фантастика: подобная инициатива уже реализована в Воронеже, а значит возможна. Если позитивный опыт Воронежа распространить на все субъекты РФ, этот шаг станет принципиально важным для развития и книгоиздания, и издания печатных СМИ в России, так как сделает работу торговых точек по их распространению более эффективной.

— Тема печатных киосков тоже не раз поднималась на слушаниях…

— Конечно, это же, как выразился президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Борис Кузьмин, ключевое звено всей печатной отрасли. Поэтому неудивительно, что судьба киосков волнует всех участников издательского рынка. Однако судьба их от года к году становится все печальнее. Как рассказал в своем выступлении Дмитрий Бирюков, киоски прессы уничтожаются по всей стране: из существовавших ранее 42 тыс. осталось всего 27 тыс. А в Москве пресса изгнана даже из метро! Это уже действительно ни в какие ворота не лезет. Главная транспортная артерия столицы некогда самой читающей страны в мире сегодня осталась без прессы.

— Но метро без прессы — явление временное. На этот год запланировано проведение аукционов на предоставление прав на торговлю в метро.

— А что такое аукционы в Москве? Это, безусловно, серьезное торговое событие, в котором побеждают большие деньги. Разве в аукционах могут победить распространители, работающие с таким низкомарженальным товаром, как газеты? Да никогда в жизни! В Москве еще не было такого прецедента, чтобы победитель аукциона мог отбить затраты путем продаж исключительно прессы. Если таковые на аукцион и заявлялись, то в последствии они начинали торговать более доходными категориями товаров от продуктов до компьютерных прибамбасов.

Тут вновь всплывает «третий ноль» из озвученных выше принципов. Нулевая арендная ставка для всех торговых объектов прессы стала бы идеальным решением всех проблем печатной отрасли. А их гигантское количество. В предложенной мною концепции «трех нулей» сконцентрированы главные идеи, способные спасти нашу отрасль.

Источник: АРПП Ассоциация распространителей печатной продукции

Запись опубликована в рубрике Авторитетно с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *