Интернет опрокидывает традиционные представления о пропаганде

Идеологическое противостояние России и Запада выходит на новый технический уровень

Сегодня можно смело утверждать, что в Европе разгорается информационная битва. Об этом еще 3 февраля в интервью газете Bild заявил украинский президент Петр Порошенко, который считает, что именно Владимир Путин начал информационную войну против Германии. Конечно, можно было бы не обращать внимания на столь одиозное заявление. Но его тут же подхватили влиятельные немецкие СМИ. На днях солидная газета Frankfurter Allgemeine Zeitung устами своего обозревателя заявила о существовании «стандартных операций подрывной войны, которую ведут против Запада неочекисты в Кремле». Ее поддерживает государственное информационное агентство Deutsche Welle, многозначительно утверждающее, что «в современном мире любая экспансия начинается с информационной войны». После выхода на Западе фильма Би-би-си о мифическом нападении России на Латвию или показанного в прошлом году на норвежском ТВ телесериала «Оккупированные» о захвате Россией Норвегии можно усмотреть в подобных предостережениях определенную последовательность. Поэтому Петр Порошенко и призвал в своем вышеназванном интервью открыть в Европе телеканал на русском языке для противостояния Кремлю.

Но информационный мир значительно, если не решающим образом изменился за последние десятилетия. Сейчас пресловутые государственные телеканалы, которые Запад склонен обвинять в оболванивании российского, да и русскоязычного населения европейских стран, все больше уступают место новым СМИ, работающим в Интернете. Так, по данным немецкого исследовательского института GfK, к концу 2015 года аудитория интернет-пользователей в России выросла почти на 4 млн и составила 84 млн человек. Таким образом, уровень проникновения Интернета среди населения России в возрасте от 16 лет и старше достиг отметки 70,4% (в 2014-м – 67,5%).

Впечатляющий прирост интернет-аудитории в России произошел за счет активного использования россиянами мобильных устройств. По данным исследования GfK, пользование Интернетом со смартфонов выросло за год более чем в два раза. К концу 2015 года 37,2% россиян в возрасте от 16 лет выходили в Интернет со смартфона и 19,2% – с планшета (в 2014 году – 17,6% и 8,4% соответственно). Тренд подхлестнуло в том числе и развитие точек доступа Wi-Fi и предложение пакетов мобильного Интернета от крупнейших телеком-операторов.

Сегодня в России доступом в Интернет с мобильных устройств пользуется около 50 млн человек. Это 42% взрослого населения страны.

В целом рост аудитории Интернета в России в 2015 году происходил преимущественно за счет увеличения доли пользователей среднего и старшего возраста. Так что российские бабушки и дедушки все чаще предпочитают гостелевидению информационные ленты Рунета.

Проникновение Интернета в среду молодых россиян (16–29 лет) достигло предельных значений еще в предыдущие годы и, по данным GfK, составляет сейчас 97%. В 2015 году молодые люди активно осваивали Интернет с мобильных устройств. Среди аудитории 16–29 лет самая высокая доля пользователей Интернета со смартфонов (70%) и планшетов (35%).

О чем же говорит данное исследование в плане возможностей пропагандистской войны? Сегодня инструментом информационных войн становятся не столько газеты или телевидение, сколько Интернет. Именно возможности онлайнового воздействия на аудиторию, будь то в России или на Западе, становятся безграничными. И именно Интернет, по сути дела, уравнивает шансы информационного воздействия в современном мире и для российских пропагандистов, и для их западных коллег.

Источник: Независимая газета

Запись опубликована в рубрике Актуально. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *