Пройдя сложный этап кризиса 2008-2010 гг., система распространения печатной продукции в России оказалась в новых деструктивных экономических и административных реалиях. Все последние годы и практически по всей стране, за исключением лишь нескольких благополучных регионов, киосковые сети по продажам газет и журналов фатально разрушаются.
Причем процесс разрушения с одинаковой степенью губительности происходит сразу в нескольких плоскостях: помимо экономического аспекта, вызванного общим падением интереса к чтению на бумаге, и как следствие — сокращением продаж тиражей, огромную роль в процессе уничтожения рынка сыграл административный ресурс. Под, безусловно, конструктивным предлогом об улучшении внешнего облика городов и наведения порядка в городском хозяйстве, по всей стране, начиная с Москвы, газетные киоски, которых и так нахватало, подверглись волне сносов и закрытий. Согласно статистике Ассоциации распространителей печатной продукции в среднем в России уничтожается по десять киосков прессы в день!
О причинах происходящего говорят много. Кто-то связывает процесс уничтожения газетных киосков с цензурой, кто-то — с развитием цифровых носителей и отсталости печати как формата… Однако все это — лишь домыслы. На самом деле причина банальна: газетные киоски просто попали «под раздачу» наряду со всей остальной нестационарной торговлей, которая, в свою очередь, во всем своем многообразии является реальной помехой развитию ритейла.
Некогда привычные нам палаточки и киоски с булочками, молоком, полуфабрикатами, текстилем, посудой, различной хозяйственной мелочевкой и т.д. и т.п. в прямом смысле слова перехватывают покупателей сетевых магазинов. Вносящая свой весомый вклад в городские бюджеты и удовлетворяющая потребности покупателей, нестационарная торговля, несмотря на свои малые размеры, стала настоящим бичом дискаунтеров и супермаркетов. Финансовые возможности и мощное лобби последних сделали свое дело: гонения на мелкую розницу, начиная со столицы, девятым валом покатились во всей стране от Калининграда до Владивостока. А газетные киоски просто оказались втянутыми в эти разборки, что называется «заодно». Хотя в отличие от всей прочей розницы на эти торговые объекты возложена высокая миссия — обеспечение информационной стабильности и безопасности на территории Российской Федерации. А решаемые ими задачи по распространению печатного слова, культурных традиций, азов духовного воспитания ни один другой мелкорозничный формат в таких объемах выполнить не сможет.
При этом, попав под опалу, киоски прессы (в отличие от киосков прочих товарных групп) все последние годы испытывают на себе и все возрастающее экономическое давление. Нынешние трудные экономические условия в стране и сложности функционирования делают рентабельность газетной розницы минимальной, а порой и минусовой.
Экономика рушится, доходы падают, прибыльные киоски в проходных местах сносятся, и все эти факторы вместе делают данный формат реализации прессы неэффективным и крайне убыточным.
Как справится с нарастающей негативной тенденцией и сохранить один из главнейших каналов информирования населения? Для этого необходимо решать две основные задачи: административную, поставив окончательную точку на гонениях киосков прессы, и экономическую, приняв меры по укреплению их экономики. Киоск прессы, несмотря на свою высокую социальную значимость, тем не менее, является бизнес-проектом, и как любой бизнес он должен быть рентабельным и приносить доход. А помочь в решении данной задачи может передовой зарубежный опыт, позволяющий торговым объектам по реализации прессы в странах ближнего и дальнего зарубежья успешно функционировать, бесперебойно обеспечивая издателей тиражами, а читателей — свежей актуальной прессой.
Назвать зарубежные объекты по реализации прессы на русский манер «киосками», наверное, нельзя. В Латвии (сеть Narvesen), Польше (сеть Ruch), Германии, Финляндии и многих других европейских странах такие торговые точки скорее напоминают павильоны с максимально широким ассортиментным перечнем товаров и услуг, не последнюю позицию в котором занимают продукты питания. Однако приносящая малый доход пресса здесь хорошо продается и имеет устойчивые тиражи. Причина этому проста: для достижения доходности, но при этом не рискуя поднимать цены на газеты и журналы (что убьет их окончательно), эти павильоны прессы, безусловно с полного одобрения властей, включают в свой ассортимент другие, более доходные группы товаров. И приходя, например, за кофе, человек автоматически становится покупателем печатного продукта.
Столь свободные правила ведения бизнеса в европейских странах позволяют местным распространителям оставаться в рынке, не снижая доходности, и не повышать розничные цены на периодическую печать, поддерживая свою экономику за счет прочего ассортимента.
Отличным примерам, известным многим путешествующим россиянам, в данном случае является широко распространенный во всем мире торговый бренд 7-Eleven. В двух десятках стран павильоны этой сети торгуют прессой (до 500 наименований, что составляет около 20-30% от общего ассортимента) и огромным ассортиментом сопутствующих товаров и услуг, за счет чего печать и сохраняется на их площадях.
Подобные торговые объекты широко распространены и в Японии, где сегодня розничные тиражи ежедневных газет составляют 5-7 млн. экз. Вы только вдумайтесь в эти цифры! Разве возможны столь огромные тиражные показатели в стране, по праву заслужившей статус одной из самих технологически развитых в мире? Оказывается возможны, если за дело берется власть. А власть в Японии увидела пошатнувшуюся грамотность, падение интереса к чтению, наметившееся отставание в развитии молодежи и тут же приняло целый спектр решительных мер по поддержке чтения. Одной из них, к слову, был полный запрет на электронные учебники в образовательных учреждениях. В стране делается все для того, чтобы молодые японцы умели читать, любили читать и могли читать бумажный носитель, потому как только он развивает мышление и провоцирует феномен глубинного чтения.
Футурологи любят задаваться вопросами вроде «какая она — машина будущего?», или «в какие игры будут играть люди через 20 лет?», и отвечать на них, опираясь на существующие в каждой из данных ниш тенденции. Размышляя сегодня о киоске будущего, нам, к сожалению, мало на что можно опереться. Ситуация на российском рынке продаж прессы в настоящий момент к сожалению такова, что прогнозируя сказать с уверенностью можно только одно: киоск будущего — это в первую очередь киоск с устойчивой экономикой, и уже исходя из экономических реалий рисовать возможные форматы и архитектуры.
Пока же система киосковых продаж прессы пребывает под давлением до сих пор присущей некоторым чиновникам коммунистической идеологии, отвергающей мультиформатность и мультиассортиментность. А именно эти два фактора являются главным условием возрождения киосков прессы в России. Только такая система в будущем позволит обеспечить население страны востребованными информационными продуктами, при этом не теряя собственной самодостаточности. Киоск будущего — это экономически устойчивая торговая точка с обеспечивающим эту устойчивость востребованным у населения ассортиментом.
Причем экономика эта должна поддерживаться не только за счет прочих групп товаров, но и за счет основного продукта — периодической печати. При стремлении распространителей сохранить конечную стоимость газет и журналов на доступном для большинства россиян уровне, киоск прессы должен иметь в своем ассортименте действительно востребованный печатный продукт. Даже если издание не приносит особой доходности, однако пользуется повышенным спросом и притягивает покупателей, оно обязательно займет достойное место на полках киоска будущего.
Как известно, повышению внимания к печатному рынку со стороны читателей во многом способствует запуск новинок. Киоск новой модели — это успешная экономика и непрерывное обновление печатного ассортимента.
Торговый объект будущего — это даже не киоск прессы в нынешнем его понимании, это мультимедийный торговый объект (ММТО), который в эпоху активного развития цифровых технологий успешно сочетает в себе реализацию печатной продукции с оказанием населению разнообразных информационных услуг. Более того, в нынешних условиях печатные и цифровые продукты взаимно дополняют друг друга, создавая некий информационный симбиоз. Например, выход анонса печатного материала в Интернете непременно привлекает внимание не только к бренду СМИ, но и к его бумажному выпуску. Есть еще многоженство других примеров успешных практик взаимодействия печатных и электронных носителей в отношении традиционных СМИ. В отношении каналов распространения этих СМИ также наблюдается тенденция подобной синергии. Мультимедийный объект будущего как раз и станет той самой площадкой, на которой будет реализовываться известный принцип развития по Концепции 360 градусов, подразумевающий распространение контента на всех возможных носителях.
Согласно данным, озвученным в прошлом году на международном конгрессе «Дистрипресс», человек, общаясь с различными каналами передачи данных и информации, в 20% случаев отдает предпочтение печатной продукции. Согласитесь, этот довольно большой объем времени — еще одно очко в пользу печатных СМИ (особенно если учесть что по оперативности ни одна газета уже не сравниться ни с ТВ, ни с Интернетом, а значит читателя к ней привлекает нечто большее). Поэтому принцип дополнения технологичной информации бумажным контентом — это тоже один из принципов киоска прессы будущего.
В идеале, привычный нам ныне киоск прессы должен превратиться в павильон с не менее чем тысячью наименований действительно востребованных газет, журналов и книг, набором информационных услуг, например выдачей интернет-заказов и доступом к wi-fi, широким ассортиментом сопутствующих товаров.
Конечно, как не выстраивай экономику, но вряд нестационарным торговым точкам с информационной продукцией, даже таким современным как мы только что описали, удастся предложить покупателям цены, конкурирующие с ценами сетевой розницы. Однако в отличие от нее, в таких торговых модулях покупатель будет экономить время, что в наш скоростной век, согласитесь, немаловажно. Конечно, раз в неделю закупаться в супермаркете человек не перестанет, однако удовлетворить его потребность в товарах и услугах импульсного спроса смогут наши нестационарные торговые объекты. И в этом принципиальное отличие павильонов прессы от сетевого ритейла: в первом он экономим время, во втором — деньги.
Дмитрий Мартынов,
президент Ассоциации распространителей печатной продукции
Александр Оськин,
председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции
Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции