Закат блогосферы

Мода на блоги прошла. С одной стороны, блоги в медиа-пространстве потеснили социальные сети, с другой – их подкосила склонность к графомании, бесталанность и жадность очень многих блогеров.

И хотя коммерческие компании все еще выделяют на работу с блогерами немалые суммы в своих маркетинговых и PR-бюджетах, отношение к блогерам сегодня совсем не такое, как еще лет пять тому назад.

Расцвет блогов: вспоминаем

Помните, насколько популярными были блоги и блогеры еще 10 лет назад? И немного раньше, и немного позже… В те времена именно блогеры, став неожиданной альтернативой «классическим» журналистам и публицистам, стали и «властителями дум» еще не столь многочисленного, как сегодня, интернет-сообщества.

Не случайно тогда буквально «взлетели» такие блог-платформы, как «Живой журнал» и Google Blogspot. Можно сказать, что самый пик развития блогов в русскоязычном интернет-пространстве пришелся на 2005 и 2006 годы. Впрочем, тогда блоги были крайне популярны во всем мире. В то время массово появлялись не только различные блог-платформы, но и разного рода софт, призванный помочь блогерам в их работе.

Но примерно с 2009 года начался спад – авторы начали забрасывать свои блоги, а те, что оставались, начали все быстрее терять популярность. Как раз в то время очень быстро развивались социальные сети, что прямо сказалось на моде вести свой блог – народ начал потихоньку перебираться с блогов на ведение аккаунтов в социальных сетях.

Одна из причин – явно выраженное снижение общественного интереса к тексту. В среднем по миру за последние всего 15 лет оптимальный размер текста, который читают интернет-пользователи, уменьшился с 7,5 тыс. знаков до 1,5 тыс. Если еще недавно стандартный размер достаточно серьезной статьи составлял 6-8 тыс. знаков, то сегодня – 4-6 тысяч. Сегодня в Сети «рулят» визуальные образы, и свидетельство тому – небывалый успех сперва YouTube, а затем Instagram. А короткие тексты – в компании с теми же картинками и видеороликами – успешно обосновались в социальных сетях.

Блоги же остались «вотчиной» больших текстов, которые сегодня привлекают относительно немногих. И даже неожиданно возросшая популярность «лонгридов», которая легко обнаруживается при мониторинге интернет-СМИ, по моему мнению, вряд ли приведет к возрождению былой популярности блогов.

Словом, уже где-то к 2013 году блогеров осталось сравнительно мало (сравнительно с 2001-2005 годами) – в этой сфере сохраняли активность только закаленные представители «старой школы» и некоторые успешные блогеры-журналисты. А вот новички хотя и появляются часто, но в большинстве случаев так же быстро они все свои начинания и забрасывают.

Примечательно, что как только блоги стали не так актуальны, государство спохватилось, что они на самом деле существуют, – и бросилось регулировать блогосферу. Так, в России госорганы почему-то увидели в блогерах угрозу (в основном в блогах политически активных пользователей), и решили понизить уровень анонимности среди блогеров. Летом 2014 года был принят закон, по которому любой блогер, имеющий на своем блоге или персональном сайте посещаемость более 3000 уникальных пользователей, обязан указывать свои реальные имя, фамилию и адрес электронной почты для возможных направлений сообщений/предупреждений юридического характера. Кроме того, авторов блогов обязали проверять достоверность размещаемой информации, выполнять правила предвыборной агитации, не распространять сведений о частной жизни граждан, не распространять экстремистские материалы, указывать возрастные ограничения для пользователей.

А после известных изменений в белорусском законе о СМИ в декабре 2014-го уже и белорусские блогеры, работающие в домене .by, неожиданно для себя вполне официально стали издателями собственных масс-медиа. И объектами этого самого закона о СМИ.

Слишком много, слишком плохо

Как видим, с ходом времени блоггинг как сфера медиа-активности стал девальвироваться. Почему? Я перечислю несколько причин, по которым, на мой взгляд, блоги потеряли былую популярность, а блогеры – былую влиятельность. Причем все это – что очень важно – безотносительно конкуренции со стороны социальных сетей. Они, конечно, сыграли свою фатальную роль, но все же сами блогеры сделали для своей погибели намного больше.

Итак:

1. Графомания.

В «нулевые» годы блоги стали настоящей находкой для многочисленных творчески настроенных людей, которым хотелось быть журналистами, публицистами и просто публичными персонами – но прежде как-то не удавалось. Они хотели высказаться – но в СМИ их не пускали редакторы, которые в силу своей профессии понимали, каков уровень этих авторов. Тогда они стали высказываться в блогах – и высказывались от души, не жалея клавиатуру и не считая символы. Сперва – в силу новизны и безальтернативности – это читали. Но потом появились соцсети с их лаконичностью высказываний, и многословные блоги быстро стали терять былую популярность.

2. Тяжкий бред.

Несть числа блогам, авторы которых расказывают про всемирный заговор, про то, что американцы никогда не бывали на Луне, про рептилоидов с планеты Плутон во Всемирном правительстве, про вред прививок, про «Крым наш», про вихревые торсионные поля и прочую ересь. Но сегодня читают все это в основном другие такие же блогеры. А массовое увлечение «широкой общественности» подобными темами уже в прошлом.

3. Некомпетентность.

Слишком уж часто так было, что блогеры, в том числе очень популярные, начинали рассуждать о каких-то вопросах – и эти их рассуждения вызывали только смех у профессионалов. В итоге блогеры за свою короткую историю растеряли значительную долю изначального уважения к ним именно из-за своей агрессивной некомпетентности. Вот эта запись – яркий, просто хрестоматийный пример.

4. Жадность.

Вот об этом факторе хотелось бы поговорить подробнее – на мой взгляд, именно из-за жадности радикально ухудшилось отношение общества и бизнеса к блогерам. Когда блоги быстро набирали популярность, продвинутые маркетологи стали закладывать в свои маркетинговые и PR-бюджеты в том числе и расходы на продвижение товаров/услуг через тематические блоги.

Но результат оказался печален: очень и очень многие блогеры сразу начали подстраиваться под желания маркетологов, рассчитывая получить кусочек от этих самых бюджетов. Если в традиционном СМИ подобное легко пресекается редактором, а маркетологи компаний обычно имеют дело все же с отделом рекламы, то в случае блогосферы эти естественные для профессиональных СМИ барьеры просто отсутствуют.

Изначально, когда блоги как явление только развивались, многие блогеры стали лидерами мнений не только за смелость высказываний, но и за честность и беспристрастность. А потом пришли маркетологи с бюджетами на продвижение, и началась настоящая вакханалия. Сперва рекламодатели честно платили популярным блогерам – деньгами, да. Те честно вешали у себя банеры или указывали, что данная статья – рекламная. (Такое встречается и сегодня, правда.) А потом набежали скороспелые авторы блогов, которые изначально создавали свои проекты под маркетинговые бюджеты в конкретных сферах, и раскручивали их по всем правилам SEO-технологий.

И тут началась девальвация. Из-за обилия тематических блогов в самых «денежных» сферах цены ра работу блогеров стали быстро падать, их творчество просто обесценилось, превратившись в ремесло. Если лет 10 назад, чтобы собрать популярных блогеров на мероприятие и они про него действительно написали, требовалось заплатить, то сегодня блогеры напишут хвалебную статью хоть про черта лысого (я сейчас не про президента) буквально за бутерброд. Или за интересную поездку куда-нибудь, с фуршетиком. Или просто за приглашение на пафосную презентацию в ночной клуб – привет Samsung с его презентациями в Dozari.

Именно так выглядит девальвация. Обратите внимание: сегодня свой расцвет переживают блоги о моде, о фитнесе, а также о детях и их здоровье. Года три назад был временный взлет travel-блогов, потом они пошли на спад. Проще говоря, в какой сфере в данный момент больше крутится больше маркетинговых денег – в той и наиболее активны блогеры.

«Мне одному кажется или вы тоже заметили, что последнее время блоги о путешествиях и туризме становятся все менее популярными? Посещаемость падает, а отсюда падают и доходы. Что это, временная тенденция или долговременное явление? И вернется ли когда-нибудь былая популярность travel-блогов?», – пишет популярный российский travel-блогер Сергей Дьяков. А ведь все просто: упали цены на нефть – упали доходы россиян – они стали реже ездить за рубеж – сократился оборот турагентств – сократились маркетинговые бюджеты – блогеров «отрезали» первых, перераспределяя бюджеты в пользу более традиционных медиа.

Знаете, как сегодня в Москве выглядят модные презентации, на которые приглашают (в силу маркетинговой необходимости) fashion-блогеров? Я чисто случайно попал на одну такую, видел все сам. Накрывается несколько столов, и один из них – исключительно для fashion-блогеров. А сами авторы модных коллекций + модели + журналисты и редакторы глянцевых журналов тусуются отдельно. Общаться с fashion-блогерами им «западло», для них это люди низшего сорта.

«Во что превратился ЖЖ? Громкий заголовок – и пустой пост. Об этом ли мы мечтали 10 лет назад? Когда блогеры делали интересные репортажи с производств, открывали новые страны, делились самым сокровенным. Эх, золотые были времена! Откуда пришли все эти жлобастые толпы в наш уютный Журнальчик?, – пишет известный российский блогер Илья Варламов. – Сегодня завалили очередного мамонта… Тёма Лебедев – всё. Покатился с горы… Скажи мне кто-нибудь лет 5 назад, что Тёму подсидит Лена Миро, пишущая про …опы, эксплуатирующая самые низменные инстинкты толпы в своих постах, культивирующая грязь и похабщину. Поверил бы я? Нет. У нас ведь не Мэйл.ру, думал я… Но все меняется».

Что дальше?

Я как-то обратил внимание: сегодня остались популярными и успешными (иногда и коммерчески успешными) две основные категории блогов – те, которые ведут признанные профессионалы в какой-либо достаточно узкой сфере, а также те, которые добросовестно (читай: ежедневно) ведут профессиональные журналисты, давно самореализовавшиеся в своей сфере деятельности. В Беларуси примеры таких блогов –malishevsky.livejournal.com, toxaby.livejournal.com, blisch.by, feduta.livejournal.com (к сожалению, уже скоро год как заброшен). Хотя, конечно, хватает и не-журналистов, блоги которых пользуются большой популярностью. Это такие проекты, как lipkovichea.livejournal.com, artem.bloger.by, anfisa.bloger.by, stogova.livejournal.com, juicy-fruit.livejournal.com, blog.atroshenko.by, anonimusi.livejournal.com, volha.livejournal.com, luchecon.livejournal.com (список, безусловно, субъективный).

Но угасание белорусской блогосферы налицо. Как утверждают «Аргументы и факты, в Беларуси несколько тысяч активных блогеров. При этом, однако, у нас только около полусотни блогов, ежемесячная аудитория которых по численности превосходит аудиторию «глянца» (5 тыс. экземпляров – 5 тысяч уникальных посетителей). А количество читателей нескольких онлайн-дневников может поспорить с аудиторией городского еженедельника. Между тем, еще в 2008 году аналитики указывали, что в Байнете – около 200 самых качественных и посещаемых блогов, которые известны более-менее широкому читателю (не учитывая те, что создавались на популярных российских и зарубежных сервисах типа livejournal, Liveinternet и т.д.). Как видим, всего за семь лет ситуация поменялась очень сильно – и не в лучшую для блогеров сторону. Причем настолько, что TUT.by, к примеру, в мае этого года вообще закрыл свою блог-платформу.

Конечно, сами по себе блоги как одна из самых распространенных форм медиа-активности никуда не исчезнут. Вопрос в другом: какие блоги смогут стать (или остаться) успешными. Попробую сделать прогноз: в ближайшие несколько лет будут актуальны несколько категорий блогов. Это следующие:

1. Блоги, которые ведут профессиональные журналисты.

В силу своей профессии они, как правило, умеют подбирать интересные темы, писать компактно, оптимально соотносить текст и мультимедийный материал и так далее. Стоит также признать, что нередко интересные или смелые темы, предлагаемые журналистами в свои СМИ, «заворачиваются» редакторами-перестраховщиками. Соответственно, они перекочевывают в блог этого журналиста – и неплохо привлекают аудиторию.

2. Блоги на тематических медиа-ресурсах.

Достаточно посмотреть, насколько популярны в среде белорусских политиков и журналистов политического профиля блоги на «Белорусском партизане». Последние несколько лет и сайты других СМИ активно обзаводятся собствеными локальными блог-платформами – это уже стало своего рода модой. Учитывая, что на каждой такой «местной» блог-платформе автоматически образуется некое сообщество единомышленников, думаю, это направление достаточно перспективное. Хотя и не сильно денежное.

3. Узкоспециализированные блоги.

Примеры таких блогов – severov.by/blogs, vybary.blogspot.com, а также особо популярные сейчас (как я уже говорил) fashion-блоги типа stefane4ka.livejournal.com или by-ava.livejournal.com. (Подробнее можно почитать тут. Ну или, опять же, блоги про фитнес – такие, как www.trx-fitness.by/blog.

4. Коллективные блоги.

Они пришли на смену специализированным интернет-форумам, так как предоставляют своим авторам намного более широкие возможности. Типичные примеры – блоги «обо всем» offline.by и twi.by/blog, коллективный блог о белорусском фитнесе slavbody.com или всенародно известный коллективный IT-блог «Хабрахабр».

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Источник: Mediakritika.by

 

Запись опубликована в рубрике Авторитетно с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *