В Германии иное отношение к прессе

Всякий раз, когда мне в руки попадает городская немецкая газета, я не могу сдержать умиления. Да не обидятся на меня коллеги, но в памяти сразу же всплывает газета под названием «Цемент», выпускавшаяся в уездном городе Вольске, где мне одно время довелось жить. Те же немудрёные рубрики в стиле «У нас на заводе – лучшие люди!». Тот же слог. При этом германские городские газеты никогда не закрываются. Почему? Причин тому несколько.

Первая и главная: здесь полагают, что городские газеты – в отличие от коммерческих изданий – выполняют прежде всего социальную функцию. Как ни банально прозвучит – функцию скреп поколений и традиций, свойственных данному месту. Требовать коммерческой успешности от них, «сеющих разумное, доброе, вечное», – всё равно что проверять на самоокупаемость школьный учебник. Разумеется, у городской прессы, как и у учебника, не будет столько читателей, как у Bild или Express. Но у них и задачи разные.

Это хорошо понимают городские власти, являющиеся, как правило, основными акционерами таких изданий – при поддержке локальных меценатов (именно локальных – городских или окружных). И вот тут мы подходим к нескольким особенностям «городского феномена» по-германски.

Возьмём наугад «Газету для Нойсса и Грефенбройха» – одну из тысяч аналогичных. У издания как коммерческое, так и бесплатное распространение. Городская газета – элемент поддержания социального мира и баланса. Потому и безработные, и пенсионеры получают газеты с доставкой на дом бесплатно. Почему городские власти вкупе с меценатами устраивают такой праздник жизни? Потому что прекрасно знают: «Не хочешь кормить свою газету – будешь кормить чужую».

Свято место пусто не бывает. 1960-е, когда ещё велись споры о нужности городских газет, научили немцев тому, что нишу городского издания с удовольствием захватят неонацисты или прочие «нео» и «ультра». С меценатами – ещё раз подчеркну, локальными – всё ещё проще. Крупный местный концерн (банк, автоконцерн и т. д.) по умолчанию морально обязан спонсировать именно местную газету. Равно как и небольшое местное предприятие морально обязано размещать именно в ней свою рекламу.

Городской патриотизм тут развит настолько, что, отказавшись спонсировать местное издание, руководство «умеющего считать деньги» концерна тут же станет парией в кругу сильных мира сего. Можно иронизировать над такой «местечковостью». Но она лежит в основе всего немецкого социального общества. Городские газеты здесь делают всем миром – понимая, что, если не будет этого мира и социального согласия, никакие деньги уже не спасут.

Есть касательно городских газет и ещё одна хорошая немецкая традиция, которой уже больше 150 лет: перед работой – или в обед – выпить чашечку кофе под неторопливое чтение именно местной газеты. А вечером – посетить пивную, положив рядом с собой локальную «вечёрку». Все эти действия – символика принадлежности к местному обществу.

Кстати, местные профсоюзы не дадут умереть городской газете. Располагающие собственным изданием («Прессу.Делают.Люди»), распространяемым на федеральном уровне, профсоюзы способны отстоять любое издание просветительского, научно-популярного, а не коммерческого свойства. Впрочем, на моей памяти таких инцидентов тут не случалось.

Безусловно, у немецких коллег есть и безработица, и текучка кадров, и другие «болезни роста». Но городские журналисты здесь защищены, пожалуй, лучше всего. Почему? Руководство изданий изыскивает в том числе довольно необычные способы оптимизации расходов – без увольнения коллективов и закрытия газет. Так, здесь уже давно привыкли экономить на аренде – современные средства связи делают избыточной работу в офисах. Журналисты подчас могут даже плохо знать, где располагаются их родные редакции. Такова привычка работать «с полей» – или в условиях собственного кабинета в квартире или доме, содержание которого можно впоследствии списать с налогов.

Но и это не всё. Бренд газеты, выходящей много лет, раскручивается при производстве других товаров – например, сим-карт. Вся сопутствующая продукция городских газетных издательств – в том числе сувенирная – идёт у потребителей «на ура». И, как правило, под слоганом: «Если нашему изданию доверял ещё ваш дедушка, то почему бы и его внуку не сделать выбор в пользу компьютерного планшета, разработанного у нас?»

В завершение отмечу – городские и региональные газеты пользуются поддержкой федерального правительства страны.

Текст: Антон Шандоров

Источник: АРПП Ассоциация распространителей печатной продукции

Запись опубликована в рубрике Актуально с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *