В первый день на торжественной церемонии открытия фестиваля было оглашено приветствие, с которым к его участникам и гостям обратился В.В. Путин. В нем президент страны отметил, что журналисты по праву занимают видное место в общественной жизни. Владимир Владимирович пожелал участникам масштабного мероприятия успехов в работе. О большой его значимости свидетельствует еще один факт. Письмо со своими поздравлениями в Дагомыс направило высшее руководство ЮНЕСКО — авторитетнейшей международной организации. С трибуны величественного киноконцертного зала потрясающего по красоте 27-этажного оздоровительного комплекса «Дагомыс» его огласил советник генерального директора ЮНЕСКО Г. Юшкявичюс — легенда российской журналистики. И это не метафора, а факт, что подтверждено врученным ветерану В. Богдановым под аплодисменты зала специальным дипломом и сувениром, изготовленным из благородной бронзы.
Если сувенир поставить на стол, то это — изящная фигурка женщины в русском наряде. Возьмешь ее в руки — колокол с мелодичным звоном. Голосистые статуэтки вручали также «золотым перьям» — журналистам СМИ различных «этажей» с высоким уровнем доверия публики по итогам года, который катит к завершению. Не первым, но и не последним к условному столу президиума был приглашен Сергей Тепляков. Он работал в «Известиях», пока газета в прошлом Анатолия Аграновского, Мэлора Стуруа и других выдающихся журналистов «дышала полной грудью». В настоящее время Сергей трудится в самой тиражной газете родного Барнаула.
Всеволод Богданов на сцене встречал его с бронзой в руках. Попытался было озвучить ее чарующий голос. Но вот незадача — язык колокола возьми да и вывались к ногам. Немой колокол — это несправедливо, особенно в отношении Сергея Теплякова. Он — автор серии журналистских расследований, в том числе и о действиях хищных браконьеров — людей, охочих пострелять в заповедных лесах края. Пока обладатель «золотого пера» говорил у микрофона, Всеволод Леонидович не без труда прикрепил «язык» на место. Зал вздохнул с облегчением: Сергею Теплякову вернули речь.
Вручение «золотых перьев» и других наград чередовалось с выступлениями приглашенных в Дагомыс артистов, в том числе и севастопольцев, краткий рассказ о которых впереди.
* * *
В одном из залов титулованный психолог Е. Архипова консультировала желающих по теме «Работа в условиях стресса: как избежать профессионального «выгорания». Сегодня журналист испытывает угрозы не только эмоционального характера. Очередной гость фестиваля — президент МФЖ (Международной федерации журналистов) Джим Бумела. К нам он прилетел из Египта, где участвовал в организации спасения бежавших от войны йеменских журналистов. Этого удалось достичь немалым трудом. Далеко не все страны выразили готовность принять людей, над которыми нависла реальная опасность.
«Мы с сожалением наблюдаем, — сказал в притихшем переполненном зале Джим Бумела, — что пришло время, когда нашивки со словом «Пресса» на головном уборе и на куртке не всегда гарантирую безопасность. Напротив, нашивка со словом «Пресса» становится чем-то вроде мишени».
«Где бы ни разгорелся конфликт, — продолжал президент МФЖ, — едва ли не первой жертвой становится журналист, свидетелями чего мы являемся и на Украине».
Господин Джим Бумела привел тревожную статистику: в 2013 году в «горячих точках» планеты погибло 123 журналиста, в прошлом году — 135, в течение неполного нынешнего года — 85 наших коллег.
Меня вместе с нашим Борисом Гельманом включили в группу журналистов, чтобы пойти на площадку для выявления условных растяжек, мин, других подобных штучек! Не все у нас получилось должным образом, а значит, окажись мы в «горячей точке», не избежали бы больших неприятностей. На этот случай приставленные к нам инструкторы (отдельные из них — через переводчика), считай, с белого листа учили нас перетаскивать «раненых» с условно перебитыми позвоночником и ногой, останавливать кровь из виртуальной раны. Нам также было предложено выбрать по фотографиям экипировку для возможной поездки в «горячую точку». Конечно, мы не взяли пистолет. Журналист не должен быть при оружии. Но мы «прокололись», выбрав вместо куртки нейтрального цвета камуфляж, в придачу к нему бинокль. С той стороны человека в пятнистой униформе (да еще с биноклем) легко принять по меньшей мере за шпиона.
Положение дел на ниве журналистики сложилось настолько тревожное, что в МФЖ, возглавляемом Джимом Бумелой, пару лет назад впервые составили и обнародовали «Руководство по безопасности во время освещения мирных демонстраций и гражданских беспорядков». Этот документ, в частности, рекомендует: «…иметь сотовый телефон и (желательно) спутниковый телефон с «тревожным» номером с быстрым набором», «…носить набор первой помощи и научиться им пользоваться», «…носить защитные средства для глаз промышленного производства, небьющиеся очки, защитную маску и маску от газа», «…помните: всегда есть вероятность использования бомб с зажигательной смесью…»
Всего «Руководство…» содержит почти три десятка советов подобного содержания. Они разбиты на разделы под заглавиями: «На месте действий», «Во время беспорядков», «Советы против слезоточивого газа», «Совет на случай ареста», «Поведение в зонах досмотра и на блокпостах» и т.д.
Вряд ли мне и моему товарищу Борису Гельману потребуется это «Руководство…» Но где-то для отдельных наших коллег помоложе без него ни за порог.
За два года документ явно устарел. В нем речь идет о таких средствах поражения, как слезоточивый газ, а на Донбассе против мирного населения в ход пошли кассетные и фосфорные бомбы, авиация. Как от них защититься?
* * *
Как заведено, при регистрации каждому участнику вручили по алой сумке с раздаточной всякой всячиной. В ней нашлось местечко, например, для зонтика. Необходимая вещь у порога кавказских субтропиков. В первые 2-3 дня, особенно по ночам, дождь часами лил непрерывными обильными струями. О таких ливнях мастерски писал Константин Паустовский в главах «Повести о жизни», посвященных Кавказскому побережью Черного моря.
Самой нужной в предложенном наборе все-таки оказалась многостраничная брошюра с насыщенной программой XIX фестиваля. До Севастополя она доехала потрепанной, густо испещренной «птичками», знаками вопроса, всевозможными линиями, стрелками.
Верстая программу, Всеволод Богданов и его помощники, не желая того, поставили нас перед трудным выбором. Так, в один из дней фестиваля в первом зале лауреат премии имени Казиханова «За мужество и профессионализм» Павел Каныгин проводил дискуссию в мастер-классе, одновременно во втором зале открылась международная конференция с участием представителей управления по вопросам противодействия коррупции при президенте Российской Федерации (аналогичного комитету Госдумы), Общественной палаты государства, МВД Российской Федерации и других организаций и учреждений, заинтересованных в успехе борьбы по искоренению взяточничества. Повторюсь: на это же время в киноконцертном зале был намечен старт конференции на тему «Миссия и деньги. Судьба региональной прессы». И везде тянет побывать. Хоть разорвись на части! В таких случаях выбирал ту аудиторию, где говорилось о насущных проблемах журналистики.
…В дни фестиваля в центральном холле оздоровительного комплекса «Дагомыс» было оформлено множество выставок: книг, газет, фотографий, поделок… Привлекли внимание карикатуры члена Союза журналистов Российской Федерации, академика Французской академии карикатуристов, обладателя 60 международных премий Игоря Смирнова. Подборку его остроумных работ открывали произведения о зависимости средств массовой информации от властных структур. Вот хлеб-соль на газетной полосе, далее — журналист, его авторучка крепко привязана к языку колокола, чей звон разносится во славу начальства (хорошо бы во славу заслуженную). Симпатичен и смешон журналист с рюкзаком за спиной: в поте лица он совершает бег на месте по куцей дорожке газетной полосы.
Наша встреча с председателем комитета по средствам массовой информации Государственной Думы Леонидом Левиным, как и частичное общение с заместителем председателя Государственной Думы РФ
Сергеем Железняком, проходила в русле заявленной темы «СМИ и власть». Как выяснилось, во взаимодействии сторон явно маловато гармонии. При этом Леонид Левин аргументированно, с фактами в руках убеждал зал, что в приоритете деятельности возглавляемого им думского комитета — «ограничение ограничений» для прессы. Но ему назвали впечатляющее количество нормативных актов, по рукам и ногам связывающих работу СМИ. Данные регламентирующие документы, по мнению участников фестиваля, легко проходят через Госдуму. Проекты же законов, в которых заинтересованы журналисты, напротив, очень туго вносятся в повестку дня для рассмотрения законодателями. Иные предложения отметаются без желания вникнуть в их суть. Так, необходимо утвердить порядок, при котором крупные и мелкие начальники реагировали бы на критику в свой адрес в СМИ: да-да, нет-нет. Назрела также необходимость в создании общественного информационного агентства. Полемику в зале вызвала идея о независимых журналистах, пожелавших работать, как и представители некоторых других сфер человеческой деятельности, с патентами на руках. Заинтересованных в этом деле лиц остановили якобы работодатели — люди, изначально настроенные против.
Думские деятели обещали свое содействие в учреждении почетного звания «Заслуженный журналист Российской Федерации». Они намерены также хлопотать о том, чтобы определили в календаре День журналистов, погибших в «горячих точках». По их мнению, нужен также закон о социальных гарантиях для журналистов, работающих в зоне локальных конфликтов. Конечно же нужен. Как же иначе? Но мы, севастопольцы, знаем, что за правду журналистов лишали жизни не только в зонах локальных конфликтов, но и у подъездов родных домов. Их тоже нельзя забывать.
Севастополь — Дагомыс — Севастополь.
На снимках: оздоровительный центр «Дагомыс», где проходил фестиваль; группа севастопольцев — участников фестиваля.
Фото автора.
(Окончание следует).
Источник: Слава Севастополя