По данным международной организации «Репортёры без границ», каждые пять дней в мире погибает один журналист. Всего начиная с 1991 года в Российской Федерации погибло более 300 работников СМИ. В криминальных сводках регулярно проходит информация об избиениях журналистов и других представителей СМИ, нападениях на них и других инцидентах, угрожающих их жизни и здоровью.
Сергей НАЗАРОВ,
юрист
При этом следует подчеркнуть, что в поле зрения общественности попадают случаи, главным образом, происходящие в Москве или с представителями ведущих СМИ. А сколько таких случаев происходит в глубинке страны, непосредственно «на земле», где работает основная масса журналистов?
Точных ответов на эти вопросы, пожалуй, ни у кого нет. Большому риску подвергается журналистский корпус, работающий в «горячих точках», в зоне контртеррористических операций, ЧС природного или техногенного характера. Не безопасной является работа журналистов, которые принимают участие в различных массовых мероприятиях (митинги, демонстрации, протестные акции, спортивные мероприятия и т.д.)
Не следует думать, что журналисты чем-то отличаются от работников других отраслей. Они в период исполнения трудовых и профессиональных обязанностей также гибнут, получают травмы и увечья, что является в соответствии с законодательством несчастным случаем на производстве.
Ситуация с гибелью, получением травм и профессиональными заболеваниями работников СМИ показана в таблице Фонда социального страхования РФ, который осуществляет выплаты пострадавшим при несчастном случае, связанном с исполнением трудовых обязанностей, а при их гибели — членам семьи.
Данные ФСС России показывают, что за три года при исполнении профессионального долга погибло 15 работников СМИ, свыше 300 получили травмы и профессиональные заболевания. Эту статистику вряд ли можно назвать утешающей, учитывая, что многие инциденты, происходящие с журналистами по пути на работу (с работы), во внерабочее время и т.д., но связанные с их профессиональной деятельностью, Фондом социального страхования РФ не учитываются и страховые выплаты по ним не осуществляются.
У наивного читателя может возникнуть мысль о том, что, дескать, журналисты этакие бесшабашные ребята. Они сами во всём виноваты, ибо в поисках эксклюзивной информации лезут куда не следует и не соблюдают при этом элементарных мер безопасности и охраны труда.
На последней позиции хотелось бы сделать акцент и задать наивный вопрос: «А есть ли для работников СМИ утверждённые в установленном порядке на федеральном уровне правила охраны труда или, как написано в Трудовом кодексе РФ, «государственные нормативные требования охраны труда»?
Какие меры безопасности они должны соблюдать, для того чтобы с ними не произошёл несчастный случай в период исполнения трудовых и профессиональных обязанностей?
Этот вопрос не является далеко праздным, учитывая изменения, происшедшие в трудовом законодательстве.
Информация о количестве несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зарегистрированных в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации
Страховые случаи | По
несчастным случаям |
В том числе: | ||||||
Наименование экономической деятельности | Период | Всего | по лёгким несчастным случаям | по тяжёлым несчастным случаям | по несчастным случаям со смертельным исходом | По профзаболеваниям | ||
2012 год | 40 | 39 | 35 | 4 | 0 | 1 | ||
1 | Издательская деятельность | 2013 год | 51 | 51 | 43 | 4 | 4 | 0 |
2014 год | 17 | 17 | 17 | 0 | 0 | 0 | ||
Деятельность в области радиовещания | 2012 год | 37 | 36 | 33 | 3 | 0 | 1 | |
2 | 2013 год | 34 | 34 | 27 | 7 | 0 | 0 | |
и телевидения | 2014 год | 30 | 30 | 20 | 4 | 6 | 0 | |
Деятельность информационных агентств | 2012 год | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | |
3 | 2013 год | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | |
2014 год | 4 | 4 | 3 | 0 | 1 | 0 | ||
2012 год | 48 | 48 | 38 | 10 | 0 | 0 | ||
4 | Рекламная деятельность | 2013 год | 37 | 37 | 28 | 6 | 3 | 0 |
2014 год | 20 | 20 | 14 | 5 | 1 | 0 | ||
Итого | 322 | 320 | 262 | 43 | 15 | 2 |
В декабре 2012 года Трудовой кодекс РФ в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и ст. 1 Федерального закона «О техническом регулировании» был дополнен статьёй 195.1, которая установила требования к квалификации работника и профессиональным стандартам.
Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации совместно с Минтрудом России было разработано для работников СМИ шесть профессиональных стандартов.
Так, приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.05.2014 № 339н (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2014 г., регистрационный № 32589) утверждён профессиональный стандарт «Корреспондент средств массовой информации». Аналогичным приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 538н утверждён профессиональный стандарт «Редактор средств массовой информации» (зарегистрирован в Минюсте России 28.08.2014, регистрационный № 33899).
Почему в СМИ необходимо иметь именно шесть профессиональных стандартов, а не больше или меньше? Ответить на этот вопрос сложно.
Ответ, скорее всего, знают только должностные лица Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или Минтруда России. Первые — потому что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 418, являются представителями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети «Интернет», систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности. Вторые — потому, что в порядке реализации возложенных на них функций утверждают и вводят в действие профессиональные стандарты и государственные нормативные требования охраны труда.
Но как бы там ни было, в число необходимых знаний, которыми должен владеть работник СМИ, в соответствии с приказами Минтруда России по профессиональным стандартам, входит знание правил охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
У добросовестного работника СМИ возникает простой вопрос: «Какие конкретно правила охраны труда и производственной санитарии он должен знать, чтобы соответствовать требованиям профессионального стандарта?»
Дабы не интриговать читателей, приходится с огорчением признать, что таких правил, которые бы регламентировали требования охраны труда для работников печатных и электронных СМИ, в настоящее время нет. Приказом Роскомпечати от 12.08.1994 № 75 этим федеральным органом исполнительной власти были утверждены Правила по охране труда для издательств (ПО ТРО 29-002-94), приказом Госкомпечати РФ от 15.10.1997 № 108 были утверждены Типовые инструкции по охране труда для издательств.
В настоящее время эти нормативные акты морально и юридически устарели. Кроме того, они не прошли правовую экспертизу и государственную регистрацию в Минюсте России, что делает их не обязательными для исполнения, в первую очередь, работодателями. Для работников телевидения, IT-изданий, электронных, рекламных, и других изданий государственные нормативные акты по охране труда соответствующие современным требованиям также отсутствуют. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 утверждено Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Оно предусматривает, что «проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей».
Исходя из упомянутого постановления Правительства РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям как федеральные органы исполнительной власти, которые имеют непосредственное отношение к СМИ, могут осуществить подготовку проекта правил охраны труда для работников этой сферы деятельности.
Осознавая важность ситуации с нормативным регулированием охраны труда журналистского корпуса, депутат Госдумы, секретарь Союза журналистов России Борис Резник официально обратился с депутатским запросом к министру связи и массовых коммуникаций РФ Николаю Никифорову с просьбой о разработке проекта правил охраны труда для работников СМИ.
Письмом от 17.10.2014 № НН-П17-18908 министр Никифоров в просьбе отказал.
Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.Л. Резнику
Тверская ул., 7, Москва. 125375 Справочная: +7-(495)-771-8100
Уважаемый Борис Львович!
В связи с Вашим обращением от 17 сентября 2014 г. № БР-4/166/150562 о правилах охраны труда для работников средств массовой информации сообщаем следующее.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа. Одновременно работодатель обеспечивает:
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты и прочее.
В то же время в соответствии с пунктом 3 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160, проекты актов, содержащих требования охраны труда, могут быть разработаны организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами.
Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разработанные вышеуказанными организациями, направляются учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (при отсутствии такого федерального органа исполнительной власти — в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).
В этой связи полагаем излишним дублирование функций работодателей по подготовке соответствующих документов, предусматривающих в том числе правила охраны труда для работников СМИ.
Н.А. Никифоров
0242009747108
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Комментировать позицию министра — дело неблагодарное. Но из ответа складывается впечатление, что забота о жизни и здоровье работников СМИ не входит в число приоритетов государственной политики, которыми должно заниматься это ведомство.
На депутатский запрос к руководителю Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Сеславинскому М. В. ответил его заместитель В. С. Козлов. Он также отказал в просьбе, мотивируя тем, что государственную политику и нормативное регулирование в отношении СМИ осуществляет Мин- комсвязь России.
Вывод прост: у федеральных органов исполнительной власти, имеющих прямое отношение к СМИ, нет никакого интереса к ситуации с гибелью и травмированием журналистского корпуса. По-человечески сложно понять, чем продиктована такая «государственная политика» руководителей этих ведомств.
Ответы высокопоставленных должностных лиц Минкомсвязи России и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, мягко говоря, не очень гармонируют с требованиями основного закона страны — Конституции РФ. Её статья 7 предусматривает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей».
Статья 37 предусматривает, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».
Получив отказ от профильных ведомств, которые имеют отношение к СМИ, депутат Резник обратился с аналогичной просьбой к министру труда и социальной защиты РФ М. Топилину. В депутатском запросе он отметил: «Учитывая высокий уровень травматизма работников СМИ при исполнении профессиональных обязанностей и в целях успешного выполнения требований по охране труда, предусмотренных в утверждённых Вами профессиональных стандартах для работников СМИ, прошу Вас, уважаемый Максим Анатольевич, в установленном порядке разработать и утвердить Правила охраны труда для работников СМИ».
К депутатскому запросу были приложены ответы Минкомсвязи России и Федерального агентства по печати с отказом в разработке проекта правил охраны труда для работников СМИ.
На депутатский запрос ответила заместитель министра труда и социальной защиты РФ Л. Ельцова, которая курирует в этом ведомстве направление, связанное с профессиональными стандартами. Она, в частности, сообщила, что «Правила по охране труда для работников СМИ носят узкоотраслевой характер. В настоящее время планы Минтруда России по разработке правил охраны труда на 2015-2017 годы утверждены. Данными планами разработка Правил охраны труда для работников СМИ не предусмотрена. Одновременно сообщаем, что в разработанных и утверждённых профессиональных стандартах работников СМИ, издательства и полиграфии в числе необходимых знаний присутствуют знания правил охраны труда и производственной санитарии».
Минтруд России, по её мнению, может только принять к рассмотрению Правила по охране труда для работников СМИ, если они будут кем-то разработаны. Неясно только, кто должен выступить в роли «доброго дядя», который возьмёт на себя инициативу по их разработке?
Образно говоря, круг замкнулся. В соответствии со стандартами работники СМИ должны знать правила охраны труда и производственной санитарии, которые никто не издал и в установленном порядке не ввёл в действие, более того никто этого не собирается делать в ближайшее время.
Как это понимать? Зачем записывать эту норму в профессиональный стандарт, если её не представляется возможным выполнить?
Есть другой пример, касающийся профессиональных стандартов. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 № 540н утверждён профессиональный стандарт для ветеринара.
Понятно, что он получил путёвку в жизнь не без ведома заместителя министра Л. Ельцовой, осуществляющей руководство этим направлением деятельности.
Ветеринарам в соответствии с этим стандартом не надо знать правила производственной санитарии, а тем более — пожарной безопасности, хотя для них, учитывая специфику их работы, в этом есть существенно большая необходимость, чем для журналистов. Ведь не секрет, что многие болезни от животных передаются людям, а целый ряд инфекционных болезней являются смертельными как для людей, так и для животных.
Почему ветеринар не должен знать правила производственной санитарии, а оператор или корреспондент СМИ их должен знать? Непонятно.
Лукавство просматривается и с приказом Минтруда России от 23.12.2014 № 1104н, которым утверждены Правила охраны труда при эксплуатации холодильных установок. Не оспаривая важность и необходимость этого документа, можно с уверенностью сказать, что уровень гибели и травмирования среди персонала, эксплуатирующего холодильные установки, существенно ниже, чем среди работников СМИ. Если приоритет в разработке нормативных актов сделан на работников травмоопасных профессий, то тогда почему приоритет в разработке государственных нормативных требований охраны труда отдан работникам, эксплуатирующим холодильные установки? Вызывает большое сомнение тот факт, что гибель и травматизм среди этой категории работников столь велик.
Можно приводить другие примеры и факты, но от этого отдельным журналистам и в целом работникам СМИ не легче.
Из сказанного возникает традиционный российский вопрос: «Что делать?» Ответ прост: работникам СМИ необходимо защищать свои права и, используя свои возможности, добиваться достойного к себе отношения.
Источник: Союз журналистов России