Рынок печатных и электронных СМИ России: преодоление кризиса, сохранение и развитие медиабизнеса

В рамках проходящей в Греции (Лутраки) XXIX медиаконференции АРПП Президент Ассоциации Д.В.Мартынов выступил с докладом, в котором дал оценку состояния российского рынка печатных и электронных СМИ и представил возможные варианты развития российского рынка прессы в условиях кризиса и антироссийских санкций.

Начал свое выступление Д.В. Мартынов с глобальных тенденций на мировом рынке медиа и развлечений. Он привел данные исследований компании PwC, которая оценила мировой рынок в 2014 году  в 1,8 трлн. долларов. Газеты в нем занимают 17%,  журналы – 11% (итого пресса – 28%), книги – 15%. Глобальная выручка индустрии развлечений и СМИ растет во всех странах мира, однако темпы ее роста  отстают от глобального ВВП. В среднем глобальный рынок  развлечений и СМИ будет увеличиваться на 5,6% в год в течение пяти лет при росте ВВП  в 7,2%.  Северная Америка, согласно данным компании, остается крупнейшим регионом для индустрии развлечений и СМИ в мире. Россия в рейтинге стран по объему рынка развлечений и СМИ занимает 12 место. Движущими силами рынка развлечений и СМИ являются новые цифровые форматы, ориентация на потребителя, инновации и быстроразвивающие страны такие как Китай, Бразилия,  Индия, Мексика, Индонезия и Аргентина.

Дмитрий Мартынов, Ассоциация распространителей печатной продукции2

Затем Д.В.Мартынов привел  данные по российскому рынку развлечений и СМИ, который по данным той же исследовательской  компании, в 2014 году оценивается почти в 30 млрд. долларов. К 2018 году он должен дорасти до 42 млрд.долларов и стать пятым рынком в регионе Европы, Ближнего Востока и Африки (ЕМЕА), пропустив вперед Германию, Великобритания, Францию и Италию.  Д.В. Мартынов отметил, что прогнозируемые темпы роста российского рынка выше на 4,5% общемировых и приближаются к 10%.

Характеризуя российский рынок Д.В. Мартынов особо обратил  внимание участников конференции на то, что на российском  рынке развлечений и СМИ доля таких категорий как пресса и книги составляют 9% и 5% соответственно, что ниже мировых значений (для сравнение 28% и 15%), т.е.  уровень потребления газет, журналов и книг в России пока остается еще очень низким. А это, по мнению докладчика, определяет значительный потенциал роста национального рынка.

Далее Д.В. Мартынов перешел к характеристике отдельных сегментов рынка  индустрии развлечений и СМИ. В частности, он сказал, что,  по данным компании  PwC, положительные среднегодовые темпы роста  в среднесрочной перспективе будут демонстрировать почти все сегменты. Наиболее динамично развивающимися сегментами станут интернет-реклама (ежегодные темпы роста — 20%), доступ в интернет (14,5%), платное телевидение (11,9%). Газеты на российском рынке будут иметь самый низкий темп роста потребительских расходов (1,4%), в мире среднегодовые темпы роста расходов потребителей на газеты  будет чуть выше – около 2%. Потребительские расходы на журналы в России в среднесрочной перспективе будут расти темпами 5-7% в год. Мировой журнальный рынок будет иметь нулевой тренд или отрицательный.

Докладчик также дал оценку состоянию рекламного рынка России, где привел данные компании ZenithOptimedia, которая  считает, что российскому рекламному рынку удалось адаптироваться к новым реалиям, связанным с падением нефтяных цен и экономическими санкциями в отношении России. Однако в этом году российский рекламный рынок сократится на 15%, до 290 млрд руб.  Но  уже в будущем году ожидается незначительный рост (не более 1%), в первую очередь за счет роста рекламы в интернете. Что касается рынка рекламы в печатной прессе, то  потеряет порядка 35% в 2015 году. Однако в 2016 году темпы его сокращения резко снизятся и не превысят 5%.

Д.Мартынов в своем выступлении отметил, что уровень проникновения цифровых технологий в сегменте газет и журналов на мировом рынке невысокий в сравнении с  книжным рыком. Цифровая выручка от общей выручки  от продаж в мире оценивается на уровне 1%.  Особо он  выделил в своем выступлении, то факт, что электронные книги на рынке США, достигнув доли в продажах 22-25%, перестали быть драйвером падения бумажного рынка. В результате бумажный рынок США впервые за долгое время показал в 2014 году положительную динамику, в основном за счет роста спроса на детскую и юношескую литературу. Он предположил, что  достигнув определенного уровня цифровые продажи на рынке прессы также перестанут быть драйвером падения этого рынка. Наиболее вероятно этот уровень также находиться в пределах 20% от общего рынка периодической прессы.

Продолжая тему, электронных СМИ, Д.Мартынов выделил как общемировую тенденцию — рост платного доступа к цифровым проектам. Все больше издательских проектов применяют «мягкую» модель платности контента или делают его полностью платным. В 2014 году количество платных пользователей  цифровых версий СМИ выросло в США до 15% от общего количества читательской аудитории, в Великобритании – до 12%, во Франции  и Германии – до 14%, в России  этот уровень оценивает в 5%.

Также в своем докладе Д.Мартынова остановился на положительном опыте оптимизации контента за рубежом, который построен на принципах синергии бумажной и цифровой версии изданий. В качестве примера он привел опыт компании The Taunton Press. Стратегия издательского дома по контенту предполагает многократное переиздании контента издания как на бумажном носителе (буказины, тематические приложения, книги), так и на различных цифровых платформах (сайт, социальные сети, рассылки), что позволяет привлекать дополнительную аудиторию и рекламодателей.

Дальнейшее выступление Д.Мартынова было посвящено непосредственно рынку печатных СМИ.  Он отметил, что в отличие от книжного рынка, где в ряде стран наметилась позитивная тенденция, на мировом рынке печатных периодических СМИ стабилизации пока не наблюдается. Сильнее всего сокращается рынок США, где наиболее высок уровень проникновения цифровых технологий. Более стабильными на этом фоне выглядят рынки Германии  и Великобритании, где падение в тиражах составляет порядка 6-8% в год. Д.Мартынов еще раз напомнил участникам конференции, что на этих рынках хорошо развита система розничного распространения прессы.

Относительно российского  рынка, Д.Мартынов сказал, что он  продолжает сокращаться в тиражах. В 2013-2014 гг. темпы сокращения составляли 9-11%, в 2015 году прогнозируется падение тиражей на 15%. В стоимостном выражении  рынок будет сокращаться более низкими темпами. Около 3% в год. Основные причины такого падения связаны не с развитием цифровых технологий,  а с сокращением доходов населения и ростом цен на прессу по причине роста цен на бумагу и тарифов на подписку. Розничные  цены на прессу в 2013 году цены на прессу увеличились на 12%, к концу  2014 году – на 19%,  в 2015 – на 31%. В следующем году прогнозируется рост цен еще 45%. Такие высокие темпы роста цен на прессу обусловлены, прежде всего, ростом цен на бумагу (в 2015 году цены подскочили в 1,5 раза), а также значительным снижением рекламных поступлений. В связи с чем, издатели стараются компенсировать  свои издержки и потери за счет доходов от продаж печатных копий.

Д.В. Мартынов далее представил данные о количестве и динамике точек продаж прессы в России. За 2015 год количество киосков в России сократилось на 4% и приблизилось к отметке в 27,5 тыс. Данные приведены за 2015 год без учета торговых точек республики Крым.

Изменить ситуацию на российском рынке прессы, по мнению докладчика возможно, если устранить существующие барьеры для развития отрасли печатных СМИ. Основополагающая проблема рынка распространения прессы  вытекает из того, что на сегодня в России отсутствует  система управления развитием отрасли и отсутствуют механизмы государственной поддержки отрасли на федеральном и региональных уровнях. В настоящее время за развитие отрасли отвечают несколько федеральных ведомств: Роспечать, Минэкономразвития, Минкультуры, Минпромторг. Отсутствие  единого управления и единой целевой программы развития приводит, во-первых, к сокращению объектов распространения прессы, т.е. к недостатку торговой инфраструктуры. Во-вторых, к росту почтовых тарифов  на доставку подписных тиражей. Драйвером этого роста явилось снятие государственных субсидий на доставку подписных тиражей. В-третьих, сегодня практически отсутствуют меры по популяризации чтения: нет регулярных кампаний, популяризирующих чтение на федеральном и региональном уровнях. Следствием  нерешенных проблем на рынке распространения прессы является его низкая привлекательность для бизнеса и ограниченный доступ читателей к прессе.

Далее Д.Мартынов отметил, что все же на российском рынке есть регионы, где благодаря дальновидности местных губернаторов и чиновников пресса  поддерживается, распространителям предоставляются льготы по арендным платежам, снимаются ограничения по ассортименту для киосков печати. Это Липецкая, Воронежская и Брянская области.  Есть некоторые позитивные сдвиги и на  федеральном уровне. В настоящий момент идет обсуждение Законопроекта депутата А.В.Туманова в поддержку прессы и нового законопроекта депутата Яровой. Она подготовила новый законопроект с поправками в Закон о торговле для обуздания аппетитов ритейла и обеспечения большей цивилизованности в розничных продажах. В законопроекте предполагается снизить допустимый размер совокупных выплат сетям от поставщиков до 3%. Сейчас только ретробонус или премия за объем закупки составляет 10%, по ряду сетей бонусы доходят до 30%. Также предполагается сократить сроки оплаты поставленной продукции до 5-35 дней в зависимости от сроков хранения продукции. По товару печатная продукция  сроки оплаты за проданную продукцию составляют до 90 дней. Законопроект был принят в Госдуме в первом чтении в мае 2015 года, второе его чтение запланировано на октябрь 2015 года.

В заключении своего доклада Д.В.Мартынов остановился на комплексе инициатив, которые необходимы для рынка печатных СМИ сегодня.  Прежде всего,  рынку нужны организационные инициативы:

Наделение Минкомсвязи России полномочиями по выработке государственной политики и координации исполнительной власти в сфере поддержки организаций, занимающихся распространением прессы.

Вывод из ведения торговых департаментов во всех регионах РФ объектов прессы и книг. Перевод их в подчинение в Департаменты информации и СМИ.

Построение в стране единой вертикали по управлению информацией и СМИ без участия торговых департаментов.

Для развития отрасли также  потребуются бюджетные и региональные инициативы такие как:

Применение патентной системы налогообложения в системе распространения прессы.

Предоставление субсидий  из федерального бюджета на развитие системы распространения прессы в России.

Субсидии на мероприятия по популяризации чтения.

Предоставление субсидий на подписку печатных СМИ.

Поддержка распространителей прессы в виде льготных условий аренды, льготных налоговых ставок на имущество, по земельному налогу.

Соблюдение рекомендаций Приказа№197 по уровню обеспеченности населения объектами прессы.

Доклад Д.В.Мартынова вызвал оживленную дискуссию на конференции и в ее кулуарах.

Конференция продолжает свою работу.

Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции

Запись опубликована в рубрике Авторитетно. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *