Выступление на открытии конференции главы делегации, секретаря СЖР Павла Гутионтова
Если рассматривать «Великий шелковый путь» — как метафору, то, пожалуй, именно этот путь и ведет человечество – в будущее.
На, если хотите, рыночную площадь, где из рук в руки переходят товары, знания, опыт, идеи. Где богаче становятся все без исключения участники процесса, где каждый получает то, чего совсем недавно у него не было. Знания, технологии, идеи, товары.
Развивая метафору, отметим, что этот путь «на рыночную площадь» нелегок, он ведет через пустыни и горные перевалы, но другого — нет.
На ином пути – не догнать ушедших вперед, а значит — отстать безнадежно, плутать по нехоженным тропкам, уговаривая сам себя, что это-то и есть твой, «особый путь» к счастью.
Хотя нехоженная тропка давно повернула в совсем другую сторону вообще.
Мир неделим; в ХХI веке ни одна страна уже не сможет замкнуться внутри своих границ и оттого процветать на зависть соседям. Рентабельна в стратегическом плане только открытость. Только готовность учиться, перенимать, подчиняться общим для всех правилам, подстраиваться к чужим, как нам кажется, капризам. Торжествует единый интерес – продавца и покупателя, ученика и учителя, водителя грузовика и строителя дороги.
Существование одного без другого – бессмысленно. Как бессмысленно, не отвлекаясь ни на что другое, постоянно подозревать партнера в намерении обмануть, недодать, обсчитать. И потом обижаться, если тебя вдруг не обсчитали, а ты так готовился к тому, что тебя непременно обманут.
Любая торговля, любой обмен основаны на доверии и только на нем. Нет доверия – незачем идти на рыночную площадь, незачем гнать караван через пустыни и горные перевалы.
Сиди дома, гордись собой. И это – все, к сожалению, что тебе останется делать. И никто в мире даже не узнает, что тебе есть чем гордиться, что ты такой сильный, могучий, умный, справедливый, высокодуховный. А тебя почему-то не ценят и думают, что ты просто дурак.
…Все это – не просто общие слова, но, как мне представляется, одно из важнейших «технических заданий» для современной журналистики, на каком бы языке ни писали журналисты, в какой бы стране ни выходили их газеты. В этом их миссия – по мере не таких уж малых своих сил расчищать завалы на «Великом шелковом пути» своих и соседних народов. Кое-кто пытается нас объявить «солдатами информационной войны», тогда как наша профессия наоборот — укреплять информационный мир, объединять, а не разъединять людей, обозначать их общие цели, приближать их, сеять семена доброжелательности, взаимного интереса, взаимовыручки, а не угрюмой подозрительности и вражды. Другой, более важной задачи сейчас перед нами нет.
К новым реалиям нелегко привыкнуть. В мире все меньше независимости, как ее понимали только что, все больше зависимости друг от друга. Чего стоит одно то, что – никуда не денешься – приходится учить разные сложные языки: китайский, эстонский, арабский, украинский, суахили… А не только какой-нибудь один: английский или, скажем, русский.
«Великий шелковый путь» неразрывно связал мир. Как представить себе его без изобретенной китайцами бумаги, без арабской алгебры, без индийских шахмат, без русской водки, в конце концов, – я намеренно ставлю в один ряд несопоставимые, казалось бы, достижения разных народов. Но без них – всех! — невозможна сегодняшняя цивилизация – с полетами в космос, с компьютерными программами, с возможностью из собственного дома мгновенно связаться с другим концом планеты, с хирургическими операциями на человеческом сердце.
Все это – общие завоевания человечества, идущего, невзирая на все сложности, по одному пути и в одном направлении.
Поэтому закончу тем, с чего начал: метафора «Великий шелковый путь» для всех нас, жителей Земли, намного актуальней, чем метафора «Великая китайская стена».
Хотя Великая китайская стена – единственное творение рук человеческих, видное, как утверждают побывавшие в космосе, невооруженным глазом из иллюминатора корабля с околоземной орбиты.
Источник: Союз журналистов России