Будущее прессы в США, Великобритании и России

Как сообщила британская The Guardian, опубликованы исследования о будущем прессы в США, Великобритании и других англоязычных странах. Результаты удивительные, во многом даже неожиданные.

Первый экспертный доклад, подготовленный лондонской компанией Ovum, представляет собой прогноз потребления цифрового медиаконтента в англоязычном мире на ближайшие пять лет. «Доля дохода от цифрового контента на общем рынке газетной, книжной и журнальной индустрий в более чем 50 странах по всему миру в 2020 году составит всего 24% (против 15% в 2015). Поэтому траты потребителей и рекламодателей, несмотря на разговоры об упадке бумажных СМИ, будут сконцентрированы на печатной прессе», — говорится в докладе. В США и Великобритании, где дигитализация идет быстрее, чем в других странах, к 2020 году доля доходов от «цифры» будет меньше доходов от «бумаги» и составит 42%. Поэтому говорить о гибели печатных СМИ в этих двух странах пока рано.
Второе исследование, проведенное компанией Enders Analysis, содержит прогнозы на ближайшие полгода. Прежде всего, ожидается, что падение рекламных бюджетов печатных СМИ в целом составит до конца года 10-11%, в журналах оно будет меньше – 7,5%. Интересны приведенные в докладе данные о распределении доходов издательства Johnston Press в первом полугодии 2015 года: доходы от печати снизились на 5% до £64,1 млн., а доходы от «цифры» выросли на 17,5%, но составили всего £16,5 млн.
Другая ситуация складывается в газете The New York Times, где количество читателей оформивших цифровую подписку недавно превысило один миллион. По утверждению общественного редактора издания Маргарет Салливан, в ближайшие пять лет доходы от цифры превысят доходы от печатной версии NYT, при том, что в 2014 году 70% доходов были получены от печати.
Кроме всего этого надо иметь в виду, что на рынке прессы западных стран наблюдается бурное обновление печатной продукции, запуск новых проектов, включая принципиально новый формат «буказин» (книгожурнал) и региональные глянцевые журналы.
В России ситуация на рынке печатных СМИ принципиально другая. Российские издатели крайне неохотно и в небольшом количестве запускают новые проекты. И мало кто проводит политику взаимной поддержки бумажных и цифровых изданий. Но не это главная проблема российской медиаотрасли, потому что перед нами стоит принципиальный вопрос – быть или не быть. То есть вся медиаотрасль России стоит перед угрозой уничтожения. И дело здесь совершенно не связано с интернетом – российский медиакризис носит рукотворный характер.
Первое и главное – уничтожаются каналы распространения прессы. Из 42 тысяч киосков прессы в стране осталось только 29 тысяч. И киоски продолжают уничтожаться несмотря на все спасительные рекомендации Минпромторга и Минсвязи. Книжных магазинов в стране осталось всего 1,5 тысячи – меньше, чем было в царской России, и они продолжают закрываться в Год литературы из-за неподъемной арендной платы. Разрушается и подписка на газеты и журналы, потому что государство отменило субсидии на доставку изданий населению, а Почта вынуждена поднимать тарифы на доставку, т.к. для неё эта услуга убыточна. В результате подписка за прошедший год рухнула в среднем на 30-50%.
Добавьте к сказанному резкий рост цен на типографскую бумагу, и станет ясно, что пресса в стране работает в совершенно неблагоприятных и даже враждебных условиях.
Поэтому достаточно трудно сравнивать судьбу российских и зарубежных печатных СМИ. В Европе СМИ имеют массу льгот, включая льготный НДС, а в ряде стран, например, в Албании и Англии, этот налог вообще является нулевым. Нам такие условия жизни даже и не снятся. Западные издатели, несмотря на все трудности, сохраняют оптимизм. В России издатели отличаются друг от друга только уровнем пессимизма, и это можно понять – помощи, как говорится, ждать неоткуда. Дошло до того, что прямые поручения президента РФ о помощи печатным СМИ игнорируются и лежат в правительственных структурах под сукном.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что при сохранении нынешнего курса правительства по отношению к печатным СМИ будущего у российской прессы нет. И в этом её принципиальное отличие от зарубежной прессы.

Источник: АРПП Ассоциация распространителей печатной продукции

Запись опубликована в рубрике Авторитетно с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *