Бумага в России становится на вес золота. Ее стоимость растет не по дням, а по часам. Офсетная бумага с ноября прошлого года подорожала на 25–30% (об этом уже писали СМИ), газетная — на 15% (в распоряжении «МК» есть письма в адрес типографий, издательств), мелованная и картон — на 50% (данные Гильдии издателей).
За любителей почитать в традиционном, бумажном формате, например в печатных СМИ, вступился Владимир Путин. В середине июня президент обязал правительство не допустить роста цен на целлюлозно-бумажную продукцию. В частности, Федеральной антимонопольной службе и Генеральной прокуратуре было поручено проконтролировать ценообразование в этой отрасли. ФАС со своей стороны провела проверку и подготовила отчет. Выводы, содержащиеся в нем, удивили участников рынка. Данные, которые анализирует ФАС, касались сравнения аналогичных ценовых показателей 2014 года к январю-марту 2015 года. Между тем основной рост цен на бумагу произошел с конца 2014 года и не прекращается до сих пор. Общероссийский народный фронт принял решение направить на этой неделе письмо в ФАС, где будет содержаться информация от региональных издательств, свидетельствующая о продолжающемся росте цен на газетную бумагу.
Вопросы вызывает раздел отчета ФАС, касающийся газетной бумаги, которая является одним из самых дешевых видов целлюлозно-бумажной продукции. В настоящее время производством газетной бумаги в нашей стране занимаются четыре предприятия — нижегородская «Волга», сыктывкарский «Монди СЛПК», «Соликамскбумпром» и карельская «Кондопога». Последнее предприятие является лидером, занимая более трети всего рынка.
Как пишут в своем отчете специалисты ФАС, цены на газетную бумагу с января по февраль 2015 года значительно не изменились. С января 2014 года стоимость газетной бумаги выросла (от 1,22% у «Волги» до 14,23% у «Монди СЛПК»), но это, как объясняет ФАС, обусловлено рыночными причинами — ростом цен на электричество, теплоэнергию и транспорт.
Вместе с этим в отчете отмечено, что в течение 2014 года у «Монди СЛПК» тарифы находились «ниже сформировавшегося на рынке уровня цен». Получается, что «Монди СЛПК» резко взвинтил стоимость своего товара в период с января по февраль 2015 года. В свою очередь, у «Волги» рост цен на внутреннем рынке начиная с 1 марта 2015 года составил до 15% (в распоряжении «МК» есть соответствующий ответ вице-губернатора Нижегородской области об увеличении «Волгой» своего прейскуранта на бумагу).
Все это явно противоречит ранее сделанному выводу антимонопольного ведомства, «что цены на газетную бумагу с января по февраль 2015 года значительно не изменились. Дело в том, что в основе анализа ведомства лежат цены от производителей. Однако целлюлозно-бумажные комбинаты напрямую не отгружают бумагу типографиям или издательствам. У каждого комбината существуют свои дилеры, поставляющие бумажную продукцию покупателям. В частности, у «Кондопоги» (и это отмечено в отчете) вся продукция скупается посреднической компанией «Карелия Палп», которая, в свою очередь, продает бумагу дилерам и устанавливает цены.
Очевидно, что анализ стоимости бумаги от производителей не может дать объективной картины динамики цен, поскольку на практике цены, предоставленные ЦБК, могут оказаться ценами, которые установлены только для дилеров и учитывают необходимый объем закупаемой продукции, на который распространяются скидки. Далее дилеры к цене комбинатов добавляют свою наценку. Издательства и типографии не могут себе позволить закупать бумагу в объемах, на которые распространялись скидки.
Поэтому реальные цены для потребителей, как показывает практика, выше указанных в отчете. Кстати, именно этот факт обсуждали на одном из последних заседаний в Минпроме, когда «Волга» озвучила свои отпускные цены, оказавшиеся существенно ниже выставляемых дилерами нижегородского комбината.
Остались без внимания уловки, на которые идут производители целлюлозно-бумажной продукции. Та же «Волга» в начале года остановила работу трех машин, производящих самую дешевую бумагу, чтобы модернизировать производство и заменить использование целлюлозы на термомеханическую массу, себестоимость которой ниже, чем у целлюлозы. Но этот факт никак не повлиял на изменение цен — стоимость бумаги так и не снизилась.
Кроме того, одноразовый мониторинг ФАС существенно отстает от оперативно меняющейся ситуации. Выводы, сделанные в отчете, позиционируются «сегодняшним днем». Но они сейчас уже не соответствуют действительности. Так, у «Монди СЛПК» с февраля 2015 года по сегодняшний день цены скакнули на 15%, а у «Кондопоги» — с марта текущего года по настоящее время на 8,5%, и нам стало известно о следующем повышении на 5% с сентября. Следовательно, необходим не разовый, а постоянный и оперативный мониторинг. Необходимо обязать комбинаты каждый раз предоставлять ФАС (или другим уполномоченным органам) информацию о предполагаемом росте своих цен. Ведь обычно рост цен на одном комбинате влечет за собой рост цен и у его коллег по цеху.
Как полагают участники рынка, для корректности проверок цен на бумагу специалисты ФАС должны были использовать цены на конкретные виды той или иной бумаги. Например, приводить параметры граммажей (масса бумаги, выраженная в граммах на 1 кв. метр). Но из отчета совершенно непонятно, по какому граммажу проводился анализ и почему выбран для анализа именно этот граммаж, а не другой. Стоит отметить, что разница в цене по одному и тому же виду бумаги разного граммажа доходит до 2–2,5 тыс. рублей за тонну.
Очевидно, что пока проверки государственных ведомств не приносят конкретного результата. Поэтому, по мнению представителей профессиональных объединений печатной отрасли, поручение Владимира Путина о недопустимости необоснованного роста цен на бумагу так и остается не выполненным.
В данном случае правительство фактически манкирует возложенными на него обязанностями и закрывает глаза на недобросовестную ценовую политику отечественных производителей бумаги. В свою очередь отечественная печатная отрасль находится на грани коллапса, который чреват падением объемов выпуска полиграфической продукции и резким сокращением персонала издательств и редакций СМИ. Многие независимые общественно-политические издания, которые выполняют социальный заказ, борются за права людей, будут вынуждены просто закрыться».
Сдерживание роста цен на бумагу стало бы важным фактором поддержки печатных изданий. В отдаленных российских районах, где порой нет хорошей интернет-связи, газеты играют роль единственных источников информации, особенно для части населения пожилого возраста.
Все это идет вразрез с поручениями Владимира Путина, данным по итогам апрельского второго Медиафорума ОНФ. «Я знаю позицию соответствующих ведомств в правительстве, которые говорят, что в сегодняшних сложных условиях надо поддержать наших производителей бумажной продукции, — заявил тогда российский президент. — Но если это приводит к тому, что газеты будут закрываться, то это не менее трагично, чем какая-то нагрузка на соответствующую отрасль производства. Люди, которые работают в регионах и пишут о своих регионах, конечно, лучше всех знают, что там происходит, видят изъяны, видят проблемы. От того, насколько тонко, своевременно, талантливо, открыто, правдиво они реагируют на все, что происходит в реальности, в значительной степени зависит качество нашей жизни, качество жизни миллионов наших граждан».
Как рассказала «МК» заместитель главы исполкома Общероссийского народного фронта, руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ Наталья Костенко, за последнее время ОНФ стал свидетелем сразу трех волн обращений со стороны представителей печатных СМИ, различных типографий и издательств, связанных с повышением цен на газетную бумагу. Первая пришлась на конец 2014 года, вторая была зафиксирована во время второго Медиафорума ОНФ в апреле этого года, третья фактически происходит в настоящее время.
«Рост цен на газетную бумагу продолжается. Сигналы об этом нам регулярно поступают, — рассказывает Наталья Костенко. — Мы прекрасно понимаем, что со стороны ФАС была проделана огромная работа, причем в самые сжатые сроки. Поручение проанализировать соответствующий сектор рынка поступило в конце июня, и в начале июля ведомство Игоря Артемьева дало свой ответ. Первый ответ был дан, однако ФАСу эту работу необходимо продолжить. Очевидно, что необходимо проверить посредников, реализующих бумагу типографиям, так как российские ЦБК не работают напрямую с покупателями бумаги. Этим занимаются их эксклюзивные дилеры, что создает предпосылки для манипуляции с ценами. На этой неделе (с 10 по 16 августа) ОНФ намерен направить письмо в ФАС, в котором будет содержаться актуальная информация от региональных издательств, свидетельствующая о продолжающемся росте цен на газетную бумагу».
Остается надеяться, что и в правительстве прислушаются к аргументам представителей Общероссийского народного фронта, лидером которого является Владимир Путин, и результаты следующих проверок (в настоящее время ФАС проводит дополнительное расследование — за март-май 2015 года) в большей степени будут отражать действительность и станут залогом выживания отечественных печатных средств массовой информации. Пока же проделанная правительством работа по исполнению поручения главы государства оставляет желать лучшего.
Роман Николаев
Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции