В первый же год работы нового банка почтовому ведомству придется инвестировать в него около 3 млрд.
ФГУП «Почта России» планирует инвестировать более 10 млрд рублей в совместный проект с группой ВТБ — Почтовый банк. Об этом, «Известиям» рассказал источник в правительстве. Причем в 2016 году инвестиции почтового ведомства составят около 3 млрд рублей. Эксперты опасаются, что в условиях кризиса такой проект реализовать будет непросто, но также сходятся на мнении, что в случае его реализации ВТБ получит для своей «дочки» самую обширную сеть банковских отделений в России.
Как рассказал «Известиям» источник знакомый с условиями сделки, решение о создании Почтового банка уже принято правительством. Акционерное соглашение между группой ВТБ и ФГУП «Почта России» должно быть подписано до конца года.
— Почта России вместе с группой ВТБ запускает проект Почтовый банк. Соответствующее решение Правительства РФ уже принято. В ближайшие несколько месяцев будет подписано акционерное соглашение между ВТБ и ФГУП «Почта России», согласно которому у партнеров будут абсолютно равные права при принятии решений, — рассказал источник. — Председателем совета директоров будет министр связи Николай Никифоров. Мы полагаем, что у проекта большое будущее, потому что с одной стороны будет задействована существующая почтовая инфраструктура, а также будут работать компетентные сотрудники «Почты России». С другой стороны мы работаем с банком ВТБ, который обладают финансовой компетенцией.
— Новому банку не придется получать лицензию в ЦБ, он будет работать по лицензии Лето-банка, — утверждает источник знакомый с условиями сделки.
До 2023 года «Почтовый банк» заплатит «Почте России» 47 млрд рублей за то, что он будет работать в отделениях «Почты России», так называемый инфраструктурный платеж. Еще 50% «Почта России» будет получать от тех доходов, которые будет зарабатывать Почтовый банк. Прибыль Почтового банка будет делиться пополам между ВТБ и «Почтой России».
Собеседник газеты пояснил, что выплаты по инфраструктурному платежу будут наращиваться постепенно, по мере открытия банковских окон в сети отделений «Почты».
По словам источника, общая сумма инвестиций в проект со стороны «Почты России» составит более 10 млрд рублей. Эта сумма будет инвестирирована поэтапно в течение нескольких лет. В первый год Почта инвестирует около 3 млрд рублей в совместный проект.
— Сумма инвестиций Почты в проект в 2016 году пока оценивается около 3 млрд руб. Но будет уточняется с учетом выработки операционной модели и заключения акционерного соглашения. Планируется, что первоначальные инвестиции будут сделаны со стороны Почты России, так как она должна довести свою долю в Лето-банке до 50% минус одна акция, — рассказал источник знакомый с параметрами сделки.
Эти средства пойдут в том числе на открытие первых 15 тыс. банковских отделений в точках «Почты России».
— Постепенно мы хотим открывать банковские точки во всех отделениях. Всего их 42 тыс. по всей России. У нас очень большой процент населения – порядка 40%- сейчас не имеет доступа к современным банковским услугам. А многие отделения «Почты России» сейчас нерентабельные, потому что предоставляют мало услуг. Если же они будут оказывать банковские услуги, то они при той же самой себестоимости станут окупаемы и будут приносить дополнительную выручку. Благодаря проекту «Почтовый банк» население получит банковские услуги там, где оно вообще их сейчас не получает. К тому же в небольших городах, где сейчас открыты один-два банка, это вообще приведет к резкому развитию конкуренции и предоставит жителям дополнительный выбор, — отмечают в Минкомсвязи.
«Почта России» не стала отвечать на вопросы касающиеся Почтового банка. В пресс-службе ВТБ от комментариев также отказались.
Аналитик инвестхолдинга «Финам» Антон Сороко полагает, что такое объединение будет одновременно выгодным как для ВТБ, так и для «Почты России».
— ВТБ получит для своей «дочки» самую обширную на территории РФ сеть отделений (примерно в два раза больше, чем у «Сбербанка») без огромных капитальных затрат, а «Почта» получит прекрасную возможность монетизации своей сети отделений, которые часто расположены так, что для объединенного банка просто не будет конкурентов, — говорит Сороко. — Полагаю, что созданная в результате такого рода сделки кредитная организация сможет быстро расширить свое влияние в регионах с низкой обеспеченностью финансовой инфраструктурой, опираясь на сильную функциональную составляющую «Лето-банка» и сеть отделений «Почты России».
Аналитик считает, что в некоторых регионах банк может занять существенную долю рынка.
— Тем не менее, в ближайшие годы ВТБ и «Почте России» потребуются дополнительные инвестиции в проект для качественной интеграции софта, переоборудованию отделений, а также обучение линейного персонала, — сказал он.
Председатель правления СДМ-банка Максим Солнцев считает, что ВТБ24 не будет конкурировать с Почтовым банком.
— Я уверен, что с организационной точки зрения вопрос решен. Скорее всего, ВТБ сосредоточится на работе с корпоративными клиентами, ВТБ-24 – на сети обслуживания городского населения, — говорит Солнцев. – Что касается Почтового банка, то он не обязательно должен быть универсальным. Его можно сделать монопродуктовым – предоставить клиентам возможность переводить деньги, финансовые услуги в виде накоплений и всего остального. При этом банковским отделениям необязательно заниматься малым и средним бизнесом.
В свою очередь, начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий полагает, что в условиях кризиса Почтовый банк представляет собой «неподъемный проект».
— Кризис — крайне неудачный период для запуска столь масштабного проекта. Во-первых, встает вопрос, где взять такое большое количество квалифицированного персонала для работы в новых банковских отделениях? На 40 тысяч отделений, а также на головной офис и региональные центры потребуется более 100 тыс. специалистов. При этом необходимо учитывать, что многие отделения «Почты России» работают в медвежьих уголках, куда квалифицированного сотрудника не заманить никакими коврижками, — говорит Осадчий. – А ведь необходимо не только нанять персонал, но и отремонтировать офисы, установить оборудование,. Кроме того, Банк России предъявляет очень жесткие требования к оборудованию кассы. Непонятно, где в условиях кризиса участники проекта возьмут деньги.
По мнению других экспертов, Почтовый банк будет серьезным образом дополнять бизнес-модель ВТБ24.
— Существенная разница в количестве точек продаж исключает конкуренцию по сети. Но при этом клиенты нового банка смогут пользоваться всей инфраструктурой группы – дистанционными каналами, АТМ и платежными терминалами. Кроме того, у банков абсолютно разный клиентский сегмент: у Почтобанка — массовый и нижнемассовый, в т.ч. пенсионеры. ВТБ 24 работает с более состоятельным сегментом. Также в Почтобанке будет более простой продуктовый ряд, но в то же время иные, новые для группы ВТБ сервисы – выплата пенсий, например, — отмечают аналитики.
Татьяна Бородина
Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции