Частица памяти человечества

Московское небо в то воскресное утро 24 июня 1945 года закрыло тучами, моросил дождь. В назначенное время, в 9.55, к Спасским воротам подвели белого рысака. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков поднялся в седло. Прозвучала команда: «Парад, смирно!». Маршал пришпоривает коня. На Спасской башне часы отбивают 10.00…

На этот парад в Москву слетелись сотни киношников и фотографов со всего мира, им предстояло запечатлеть великое событие – Парад Победы. Среди них выделялся рослый мужчина, свободно проходивший вдоль армейского строя. Это был военный корреспондент ТАСС 28-летний Евгений Халдей. В годы войны сотни его снимков с фронтов и флотов печатались в советских газетах. Знали Е. Халдея и в европейской прессе, особенно у союзников. Широкую известность принес ему снимок «Знамя Победы над Берлином».

Мне доводилось нередко встречаться с великим мастером в послевоенные годы в Севастополе и в Москве, других городах, где проходили его выставки, записывать его интересные рассказы.

Из воспоминаний Евгения Халдея:

– До войны мне много раз поручали снимать парады, на которых присутствовали высшие руководители Советского Союза. Но никогда я ещё так не волновался, как в тот день. Поздней ночью я прилетел накануне из Берлина. И утром – на Красную площадь. У Спасских ворот увидел строившихся в колонны наших воинов. Узнал, что собрали 200 солдат особого батальона, в руках они держали трофейные знамена гитлеровских войск.

Вдоль ГУМа – сводные полки. Проходя по площади, всматривался в лица фронтовиков, окликал тех, с кем встречался на фронтах и флотах. Когда Кремлевские куранты начали отбивать время, на площади все замерло. Оркестр заиграл «Славься!». В этот миг на белом коне выехал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.

Дождь не прекращался. Я приноровился, сделал снимок – полководец едет вдоль строя солдат, держащих в руках штандарты поверженного гитлеровского вермахта. И вдруг у меня перед глазами все поплыло, невольно нахлынули воспоминания: грохот снарядов, сгоревшие дотла города, пылающие самолеты, уходящие под воду корабли. И лица тех, кого уже никогда не увижу…

Встрепенувшись, я щелкнул фотоаппаратом. Снимок Георгия Константиновича на белом коне печатался многократно в наших и зарубежных изданиях. Я с огромным почтением относился к великому полководцу, как и все фронтовики. Познакомиться довелось намного позднее…

Однажды зимним вечером 1972 года в квартире Е.А. Халдея раздался телефонный звонок. Евгений Ананьевич снял трубку, удивился такому представлению: «Адъютант маршала Жукова!». Сразу Халдей подумал: розыгрыш друзей. Его коллеги нередко разыгрывали такие шутки. Но сразу же услышал незнакомый голос: «Добрый день, Евгений Ананьевич! С вами говорит Жуков».

Маршал сказал, что Парад Победы для него самое незабываемое событие. И ему очень понравилась фотографии первых минут торжества. Спросил, можно ли сделать увеличенный снимок. Халдей предложил фото 100 х 120 см. Георгий Константинович сказал: «В ближайшие дни за вами приедет машина». Уже на даче Жуков с улыбкой признался: «Не могу вас вспомнить». Халдей объяснил: «Каждый раз, когда вы появлялись, я нацеливал на вас объектив, мое лицо всегда было закрыто».

Вспомнили парад. Георгий Константинович рассказывал: «Лошадь сама понесла меня через Красную площадь. Передо мной все было, как в тумане. Горькие чувства бередили душу. Нахлынули воспоминания о погибших друзьях, об офицерах и солдатах… Вот вам удалось поймать тот миг, когда конь всеми четырьмя копытами оторвался от брусчатки: это высочайшее мастерство и чувство момента».

Выпили, признаюсь, по чарке, попрощались. Через день в дверь моей квартиры позвонили. На пороге стоял полковник. Представился, передал от имени Георгия Константиновича вместительную коробку. Полный набор: икра, коньяк, шампанское, фрукты.

***

Однажды, уже в 70-е годы прошлого века, в один из моих приездов в столицу Евгений Ананьевич подарил мне альбом «Von Moskau nach Berlin», изданный в Германии двадцать лет назад. Читаю предисловие с первой строки: «Халдей – автор одного из самых знаменитых снимков этого столетия: 2 мая 1945 г. красноармейцы водружают советский флаг над рейхстагом. Эта фотография стала символом краха фашизма и гитлеровской Германии».

Многие снимки Е.А. Халдея помещены во Всемирной серии «Фотографии, которые сделали историю». В мировой антологии «Пантеон XX века» представлены 30 выдающихся мастеров мира, в их числе двое советских – Е. Халдей и А. Родченко. Благодаря усилиям Константина Симонова в 1979 году вышла фотокнига Евгения Халдея «От Мурманская до Берлина» в издательстве далекого Заполярья.

Завершилась война. ТАСС поручал Е. Халдею самые ответственные задания: на Потсдамской конференции ему доверили снимать И.В. Сталина, президента США Ф. Рузвельта, премьер-министра Великобритании У. Черчилля, первую мирную конференцию в Париже, охраняемый Нюрнбергский процесс. Но почти два года ему пришлось трудиться в журнале «Клуб и художественная самодеятельность». Так сложились обстоятельства. Как говорили, опустили с купола рейхстага до сельского клуба. Евгений Ананьевич вернулся в большую печать благодаря друзьям военного времени и авторитетному Константину Симонову. Фотографии Е. Халдея стали печатать в «Советской культуре» и «Правде», в книгах, в зарубежных изданиях. О творчестве Е. Халдея снимали фильмы телестудии Германии, Австрии, США, Италии, Голландии. В год 50-летия Победы Евгений Ананьевич летал на свои выставки в Сан-Франциско, Берлин, Неаполь.

Константин Симонов писал о работе фоторепортера Великой Отечественной войны: «То, что он не снял тогда, в тот день и час, там на войне, уже не снимешь – ни через год, ни через тридцать лет. Фотокорреспондент не может запомнить что-то на будущее. Его память – это снимки. Если они выжили, сохранились, они могут, а подчас и обязаны стать частицей памяти человечества. Именно в этом главный смысл фотокниги Халдея». Речь шла о той, которую печатали в Мурманске.

Мне довелось знать Евгения Ананьевича на протяжении двух десятилетий. В декабре 1979 года в Художественном музее им. М.П. Крошицкого состоялась первая персональная выставка Е.А. Халдея в Севастополе. В один из декабрьских дней он предложил прогуляться по Приморскому бульвару. Когда мы проходили под аркой, к нам обратился незнакомец: «Я видел на выставке снимок матросов, проходивших под этим мостиком 9 мая 1944 года. Можно я сфотографирую вас?» Евгений Ананьевич ответил: «Сделайте доброе дело!»

Евгений Ананьевич очень любил Севастополь. Когда он появлялся в нашем городе, его первым навещал Борис Шейнин – коллега и фронтовой репортер. В одно время они оказались в поверженном Берлине. Их снимки того времени до сих пор волнуют зрителей. Теперь они печатаются не только в газетах, но и во многих книгах в нашей стране и за рубежом как подлинные свидетельства истории.

Из воспоминаний Евгения Халдея:

– Мне особенно дорого все, что связано с Севастополем. С болью в сердце снимал я руины этого города. И мечтал увидеть его возрожденным, цветущим. Раньше почти ежегодно приезжал на 9 мая. И городу поклониться, обнять старых друзей – фронтовиков, помянуть уже ушедших.

Многие севастопольцы побывали на второй фотовыставке Е.А. Халдея, которая состоялась в нашем городе в 2010 году в рамках фестиваля «Война и мир». Выставку устроили в помещениях Михайловской батареи. Её представляли дочь Евгения Ананьевича Анна и внук Евгений.

Севастопольцы получили возможность заглянуть в боевое прошлое своих дедов и отцов, проникнуться уважением к поколению победителей, которые в послевоенные годы восстанавливали разрушенный город и обеспечили его дальнейшее развитие. Прошедшие годы подтвердили: его фотографии действительно стали «частицей памяти человечества».

Борис Гельман,

Заслуженный журналист Севастополя,

член Союза журналистов России,  капитан 2 ранга в отставке

Запись опубликована в рубрике Авторские колонки, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *