Актуальное интервью с командой проектного офиса. АНО «Ресурсный центр поддержки СО НКО»

Прошла половина срока реализации государственной программы «Развитие гражданского общества и  создание условий для обеспечения общественного согласия в городе Севастополе на 2017-2022 годы».

О том, какие изменения произошли за этот период в некоммерческом секторе Севастополя, наш разговор с командой проектного офиса Ресурсного центра:

Полещук Галина Юрьевна – финансовый аналитик команды: некоммерческий сектор характеризуется следующими статистическими данными по сведениям управления Минюста в городе Севастополе на 01 апреля текущего года  в Реестре некоммерческих организаций зарегистрировано 1074 НКО. За исключением прекративших деятельность (134), находящихся в стадии ликвидации (14), перерегистрации в других регионах (4), общее число составляет 940 организаций, из них 27 — политических партий и их региональных отделений, 97 – религиозных организаций, 53 – профсоюзов, 45 – страховых, адвокатских, нотариальных, риэлтерских сообществ, потребительских кооперативов и пр., порядка 10 структур, имеющих в числе учредителей государственных или муниципальных участников, что уменьшает количество организаций, которые могут участвовать в конкурсах социальных проектов, еще на 25 процентов. Из оставшихся —  добрая половина организаций, созданных в качестве партнёров известных в городе бизнес-структур в виде фондов, ассоциаций, общественных движений, имеющих свои конкретные цели и задачи, свою целевую аудиторию, свои источники финансирования.

 Потёмкина Марина Олеговна — офис-менеджер проекта: на основании аналитических исследований порядка 350-370 НКО – потенциальные участники конкурсов социальных проектов на соискание субсидий, грантов, донорских средств. Отдельно рассматриваются организации, не умеющие и поэтому нежелающие работать со сторонними источниками, в том числе бюджетными средствами. Это и правда не так легко, нужно много знать, обладать практическими навыками и умениями, поскольку эти средства, выделенные по конкурсам в форме софинансирования конкретных проектов, должны быть использованы строго по целевому назначению с достижением запланированного, а еще лучше – усиленного эффекта.

В этой сфере не действует известная пословица «Победитель получает всё!», поскольку ответственность за бюджетные ресурсы очень велика, а в случае невыполнения контрольных показателей – критична для руководителя и членов команды: средства должны быть возвращены в бюджет, санкции – оплачены, репутация – отброшена назад. В среде проектных менеджеров существует даже термин «токсичные средства»! Однако, деятельность НКО только за счет средств учредителей и на энтузиазме команды без привлечения сторонних ресурсов неэффективна, с чем и связана ликвидация более 10 процентов существующих НКО и малорезультативная работа или полное отсутствие деятельности «спящих» организаций.

Высококвалифицированные тренеры, в том числе привлеченные из партнёрских организаций других регионов, интерактивная форма изложения,  анализ реальных кейсов, образное отображение результатов и последствий  проверочной работы налоговых, финансовых и других регулирующих и контролирующих органов, проведение генеральных сессий и  индивидуальных проактивных консультаций помогают руководителям НКО  на основе лучших практик  понять и научиться предотвращать типовые ошибки и предупреждать  возможные нарушения законодательно-нормативной базы.

Нечаева Дарина Алексеевна — эксперт-консультант: на протяжении трех лет  активными НКО и инициативными группами граждан совместно с органами власти и бизнес-структурами реализуется инфраструктурное направление подпрограммы 4 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» Государственной программы Севастополя «Развитие гражданского общества и создание условий для обеспечения общественного согласия в городе Севастополе на 2017-2022 годы».

На протяжении трех лет Ресурсным центром активно проводится заимствование  опыта других регионов России, где аналогичная деятельность  ведется на протяжении многих лет и даже десятилетий.

Среди наших 26 организаций-партнёров признанные по своей компетенции ресурсные центры, группы лекторов, тренеров, экспертов  российской и международной квалификации, в том числе: Общественная палата РФ, «Ресурсно-информационный центр некоммерческих организаций» г.Санкт-Петербурга, «Добровольцы серебряного возраста» Калининградской области, Благотворительный фонд развития сообщества «Гарант» г. Архангельска, Центр стратегического  развития и проектной деятельности «Устойчивый Крым» г.Симферополя и др.

Руководителями этих организаций проведены в городе Севастополе «Проектная мастерская НКО», семинар-тренинг по медиации, форсайт-сессия по будущему развитию некоммерческого сектора, тренинг Фонда президентских грантов «От идеи – до проекта».

Такая совместная деятельность, а так же проводимые Ресурсным центром семинары, тренинги, лектории, практикумы позволили, начиная с 2017 года, привлечь финансирование Фонда президентских грантов для осуществления 56 проектов на сумму 107,8 млн.руб, из средств регионального бюджета – для реализации 170 социальных проектов на сумму 93 млн. руб.

По итогам этих конкурсов, проводимых Департаментами общественных коммуникаций, труда и соцзащиты, по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления, управлениями культуры, по молодежи и спорту, др., некоммерческие организации,   социальные проекты которых стали победителями, выражают глубокую благодарность организаторам  за оказание реального финансового, методического и организационного содействия  развитию некоммерческого сектора города.

Благодаря активной поддержке Фонда президентских грантов и Правительства Севастополя организации, реализующие актуальные общественные проекты, получили возможность  продолжить деятельность в интересах маломобильных и социально незащищенных целевых групп, в том числе людей с особыми физическими возможностями, находящихся в сложных жизненных ситуациях, особых детей, других  социальных категорий, нуждающихся в оказании содействия со стороны СО НКО, волонтёрских организаций, благотворительных фондов, инициативных групп и активных граждан.

Куртева Татьяна Ивановна – руководитель Школы волонтеров Ресурсного центра, координатор социальных проектов: созданная Школа волонтёров является  структурным подразделением Ресурсного центра. Она  создана в мае 2018 года в рамках проекта «Ресурсный центр – инструмент акселерации партнерств». Целью Школы волонтёров является:

—  формирование системы добровольческой деятельности в некоммерческом секторе;

— информирование широкой общественности региона о роли добровольцев для развития и благополучия Севастополя;

— ускорение продвижения в севастопольском регионе ценностей и практики добровольчества;

—   приумножение престижности благотворительности в повседневной жизни,

— создание   условий  для развития профессиональных компетенций у добровольцев некоммерческого сектора.

За два года в рамках Школы волонтёров было проведено 13 информационных семинаров по вопросам законодательной базы  и основам  добровольческой деятельности, межрегиональная конференция с Ресурсным центром г.Калининграда, курсы повышения квалификации и 2 семинара по вопросам фандрайзинга.  В феврале текущего года для волонтёров Ресурсного центра был проведен обучающий семинар «Точка роста волонтёра».

С целью методической поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, разработан пакет всей необходимой документации для организации и работы добровольческого отряда. Периодически, в рамках информационных мероприятий, проводились анкетные опросы для потенциальных добровольцев на предмет формирования мотивации к участию в добровольческой деятельности, а также — анкетирование руководителей некоммерческих организаций в части определения необходимости организации  волонтёрского корпуса.

Волонтёрский отряд Ресурсного центра насчитывает более 30 добровольцев. Волонтёры Ресурсного центра в ноябре – декабре 2019 года принимали участие в проведении социологического исследования на тему: «Развитие волонтёрской деятельности».

На  базе Школы волонтёров Ресурсного центра при поддержке: Департамента общественных коммуникаций, Департамента труда и социальной защиты населения, Дома ветеранов Севастополя, Севастопольской городской общественной организации ветеранов начинается реализация социального проекта «Серебряный волонтёр Севастополя». Цель проекта — повышение вовлеченности жителей возраста 55+ города Севастополя в добровольческое движение.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  1. Привлечь внимание общественности региона к роли «серебряных» добровольцев в развитии и благополучии Севастополя.
  2. Создать площадку для общения и самореализации активных жителей возраста 55+ и «серебряных» добровольцев.
  3. Создать условия  для развития профессиональных компетенций у «серебряных» добровольцев.

Объективно  проверяемыми показателями достижения поставленной  цели будут являться:

  • вовлечение в ряды «серебряных» добровольцев не менее 200 человек;
  • рост информированности населения о «серебряном» добровольчестве не менее чем на 10 % (опрос жителей возраста 55+  до и после проекта;,
  • создание общегородской площадки для общения и самореализации активных жителей возраста 55+ и «серебряных» добровольцев.

Особенностью проекта «Серебряный волонтёр Севастополя» является его полная открытость для желающих (как юридических, так и физических лиц) войти в команду исполнителей или стать целевой аудиторией этого проекта. Безусловно, для квалифицированной и опытной команды, которая имеет такую солидную поддержку, возможно достижение поставленной цели.

Морозова Александра Юрьевна – координатор Клуба бухгалтеров и аудиторов Ресурсного центра: вооружить руководителей НКО новыми инструментами, «переплавить» проектные знания в умения и навыки, развеять страхи, предупредить и минимизировать риски призваны высокопрофессиональные специалисты, эксперты, коучи, которые в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России 2016 года на протяжении трех последних лет создали инфраструктурный каркас некоммерческого сектора: флагманский Ресурсный центр и отраслевые специализированные организации, работающие по принципу ресурсных структур, к которым  можно отнести: Лигу работников социальной сферы, Ассоциации садоводов, национально-культурных обществ (АНКОС), центры территориального общественного самоуправления, союзы, кластеры и др.

Однако, практика социологических исследований уже реализованных проектов свидетельствует, что порядка 10 процентов организаций, получивших бюджетные средства, не готовы их успешно инвестировать в заявленные социальные мероприятия во благо целевой аудитории. И здесь, как никогда кстати, возникают проекты менторства, медиации, создания коммуникационных и консультационных платформ, на которых работают, зачастую на волонтёрских началах, эксперты-профи и практики, обладающими уникальными компетенциями. Не зря они прошли не один учебный модуль, тренинги, практикумы, проектные мастерские, и сами входят в состав судейских коллегий престижных конкурсов и соревнований по мастерству, в том числе международных чемпионатов по стандартам WorldSkills.

Кроме того, мероприятия проектов дают возможность привлекать в качестве модераторов и спикеров тематических форумов лидеров общественных мнений России, когда идет образование «с колёс», обмен и внедрение лучших практик, трансфер технологий и опыта других регионов.

Ключевые результаты деятельности ресурсных организаций:

— проведение методической работы для СО НКО, инициативных групп и активных граждан — разработаны и введены в действие документы: — Руководство соискателя, Профайл Проекта, Положение о волонтёрской деятельности, проекты Договоров и Актов выполненных волонтёрами работ, ведомость учета собственного взноса;

— проведение консультационной работы: тысячи проведенных групповых и индивидуальных консультаций,  семинаров-тренингов, интерактивных сессий  дали возможность разработки Копилки Проектов в качестве обоснования бюджетных запросов и  проведения  региональных конкурсов проектов;

— структурирование сообщества СО НКО с созданием неформальных ресурсных центров (ассоциаций, кластеров) по направлениям: поддержки ветеранов, работы с особыми детьми и с людьми с физическими особенностями; обществами садоводов; национально-культурными организациями; экологическими и ресуросберегающими;  территориального общественного самоуправления, реабилитации людей  с зависимостями, обращения с бездомными животными, и др.;

— содействие в создании единой информационного платформы для некоммерческих организаций – портала «Севастопольский фарватер добра»;

— участие в социологических исследованиях по социально-экономическим ожиданиям, настроениям и перспективам жителей города, социсследованиям по добровольчеству, Антикоррупционному барометру совместно с партнерской организацией: СФ РЭУ им. Г.В. Плеханова;

— разработка и апробация учебного курса по дисциплине «Офис-менеджмент» на кафедре Менеджмента и бизнес-аналитики ФГАОУ  ВО «Севастопольский государственный университет» в качестве реализации первоначального запроса на обучение по компетенции «руководитель некоммерческих организаций»;

— участие в проведении курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональным программам «Профессиональная и социальная компетентность руководителей, активистов и добровольцев СО НКО», «Социальное предпринимательство», «Академия «серебряного» возраста» и др.

В текущий период самоизоляции и ограничений возрастные добровольцы некоммерческих организаций шьют защитные маски, молодые волонтёры – доставляют продуктовые наборы и лекарственные препараты одиноким и маломобильным гражданам.

Панова Людмила Николаевна — директор Ресурсного центра: активная проектная деятельность руководителей и команд НКО и заключение Соглашений на реализацию социальных проектов даёт возможность  масштабировать  мероприятия, расширить и охватить социально необходимыми услугами более значительные целевые аудитории, что особенно актуально в настоящее время в условиях вирусной пандемии.

Благодаря активной поддержке Фонда президентских грантов и Правительства Севастополя организации, реализующие актуальные общественные проекты, получили возможность  продолжить деятельность в интересах маломобильных и социально незащищенных целевых групп, в том числе людей с особыми физическими возможностями, находящихся в сложных жизненных ситуациях, особых детей, других  социальных категорий, нуждающихся в оказании содействия со стороны СО НКО, волонтёрских организаций, благотворительных фондов, инициативных групп и активных граждан. Со своей стороны инфраструктурные организации поддержки социально ориентированных НКО, в том числе проектный офис флагманского Ресурсного центра,  разрабатывают и реализуют современные задачи и мероприятия в качестве ответа на вызовы сегодняшнего дня, в том числе антивирусные программы в период пандемии.

Одновременно, в связи с недопониманием важности вклада некоммерческих организаций в снижение социальной напряженности и формирование гражданского общества,   участились случаи транслирования в электронных и печатных  средствах массовой информации сведений, искажающих функции, цели и задачи социально ориентированных некоммерческих структур.

Так, вызывает недоумение позиция отдельных средств массовой информации и аффилированных с ними групп в социальных сетях, которые вопреки принятым Президентом России и Правительством Севастополя мерам поддержки некоммерческих организаций, размещают информацию, не только порочащую честь и достоинство руководителей СО НКО, но и прямо нарушающую Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

В связи с этим, руководители  наиболее активных некоммерческих организаций, флагманского и отраслевых ресурсных центров обращаются к представителям  СМИ  с предложениями конструктивного диалога.

Для разъяснения фактического положения вещей и изложения реальных фактов, мы готовы:

—  встречаться на дискуссионных площадках;

— проводить информационные семинары о целях, задачах и роли социально ориентированных некоммерческих организаций, конференции, тематические обзоры и встречи в различных форматах для представителей прессы;

— давать журналистам и представителям прессы интервью по существу заданных вопросов;

— подготовить информацию о проводимой работе конкретной СО НКО, в том числе Ресурсных центров;

— обратиться к Правительству Севастополя и Законодательному Собранию с ходатайством о выделении из бюджета города целевых средств СМИ города  на проведение информирования населения о работе СО НКО.

Пакетом документов, направленных в адрес Правительства города Севастополя в целях продвижения социальных проектов и программ предложено  усилить информационную составляющую проектов,  в  том числе посредством:

—  опубликования концепций, целей, задач и мероприятий социальных проектов, поданных участниками региональных конкурсов (с перспективой перехода на электронный интерфейс по примеру Фонда президентских грантов);

— утверждения и реализации Медиа-плана активных организаций некоммерческого сектора с возможным предоставлением эфирного времени на радио и телевидении или создания отдельной передачи;

— учета в реализации мероприятий программы рекомендаций Резолюций круглых столов, форсайт-сессий, других публичных встреч некоммерческих организаций, направляемых по итогам их проведения в адрес Правительства Севастополя;

— размещения  актуальной информации о социально значимых проектах НКО на  щитах наружной рекламы, находящихся в собственности города (презентационных материалов, фотоколлажей и др.).

 Сурков Юрий Юрьевич – заместитель начальника отдела по взаимодействию с политическими партиями и общественными объединениями Департамента общественных коммуникаций города Севастополя:

на региональном уровне разработаны и реализуются соответствующие Положения, Порядки, Регламенты по конкурсным отборам проектов в сфере социально ориентированных некоммерческих организаций, ветеранских объединений, национально-культурных обществ, молодежных инициатив, программ территориального общественного самоуправления и др.

В состав конкурсных комиссий входят депутаты Законодательного собрания, представители органов власти, квалифицированные эксперты соответствующих сообществ.

В период с февраля по март 2020 года Департаментом общественных коммуникаций проведен конкурс проектов социально ориентированных некоммерческих организаций. Конкурсы проектов проводятся в соответствии с принципами, содержащимися в положении о порядке выделения грантов Президента Российской Федерации, утвержденными приказом Фонда – оператора президентских грантов по развитию гражданского общества:

Подавляющее большинство членов конкурсной комиссии, включая ее председателя и заместителя, являются представителями общественности города Севастополя.

Информация обо всех этапах проведения конкурса и документы, регулирующие проведение отбора и реализацию проектов, открыто публикуются на официальном сайте Правительства Севастополя, а также размещены на сайте Ресурсного центра (www.rcnko.ru), портале информационной поддержки СОНКО «Севастопольский фарватер Добра» (www.sevdobro.ru ). Несмотря на то, что портал «Севастопольский фарватер Добра» не имеет массовой аудитории, является профильным информационным и коммуникационным ресурсом, однако пользуется авторитетом среди целевой аудитории руководителей и специалистов некоммерческих организаций города Севастополя. На портале ежедневно публикуются актуальные новости СОНКО, в том числе информация обо всех грантовых конкурсах, волонтёрских и благотворительных проектах.

Как и в Фонде Президентских грантов, каждому победителю отбора назначаются кураторы–эксперты в области проектного менеджмента и бухгалтерской сферы для оказания помощи при реализации проекта, поскольку работа с бюджетными средствами является для них сложной и специфичной.

Именно работа таких кураторов-экспертов и предусмотрена в проекте Севастопольской торгово-промышленной палаты – одного из победителей конкурсного отбора 2020 года.

Оценка проектов членами конкурсной комиссии, проводится по пяти критериям по трехступенчатой системе (0, 5 и 10 баллов по каждому критерию) на основании представленных заявок с описанием проекта, его целей, задач, мероприятий и подробной сметой. При этом собственные средства организаций при реализации проектов составляют от 10 до 30 процентов. Критерии оценки проектов соответствуют подходам Фонда Президентских грантов и учитывают следующие факторы:

— социальная значимость и актуальность проекта;

— экономическая эффективность проекта;

— социальная эффективность проекта;

— соответствие опыта и компетенции исполнителей проекта;

— наличие СОНКО в реестре исполнителей общественно-полезных услуг.

По причине наличия таких жестких и конкретных критериев сводится к минимуму субъективность при принятии решений членами комиссии.

Итоговая сумма субсидии на реализацию проекта определяется не членами комиссии, а по установленной формуле. Формула расчета позволяет открыто и прозрачно определить размер субсидии, опираясь на данные полученного бального рейтинга заявки.

Финансирование проектов СОНКО с 2020 года проходит с казначейским сопровождением, что еще более усиливает контроль за целевым расходованием средств субсидии. 

В 2020 году на поддержку проектов социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотрено финансирование в сумме                     22,3 млн. рублей.

При этом на конкурс проектов СОНКО 2020 года было подано 67 проектов с запрашиваемым объемом финансирования более 83 млн. рублей, что говорит о высокой конкуренции при отборе проектов.  Для сравнения: в 2019 году на конкурс был представлен 51 проект, а в 2017 – 32 проекта.

Из 35 победителей конкурса 9 СОНКО участвовали и победили                         в конкурсе впервые. Также победителями по направлениям деятельности стали 9 социально-значимых проектов по социальной поддержке и помощи инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов; 8 проектов в сфере патриотического воспитания и сохранения исторической памяти; 4 проекта по поддержке инфраструктуры развития СОНКО и Ресурсных центров; 5 проектов в сфере охраны здоровья, содействию безопасности и развитию спорта;  5 проектов, направленных на гармонизацию межнациональных отношений; 3 проекта в области культуры, искусства и сохранения исторического наследия. Таким образом, оказались охвачены основные и наиболее важные направления деятельности СОНКО.

По итогам 2019 года город Севастополь включен в первую двадцатку регионов-лидеров (19 место) рейтинга субъектов Российской Федерации, подготовленного Минэкономразвития, по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *