Памяти литературного сотрудника «Флага Родины», члена Союза журналистов России Розы Кузьминичны Белошейкиной

12 февраля, незадолго до своего 85-летия, ушла из жизни ветеран «Флага Родины» Роза Белошейкина. Коллеги, близкие, друзья собираются на прощание с ней в 9.30 в субботу, 15 февраля, в храме Всех Святых на ул. Пожарова.

  ПИСЬМА И СУДЬБЫ

Талантоттенок радуги. Быть может, тончайший, неуловимый для непосвященного. Но убери его из общей радужной палитры, и гармония света разрушится. Вот так же и в творческом коллективе. Важнее важного, чтобы у каждого из слагающих его людей был тот самый неповторимый оттенок, тон, без которого полноцвету не сложиться.

Наша коллега Роза Кузьминична Белошейкина – одна из редких женщин, сумевших вписаться в судьбу военных газетчиков «Флага Родины». Она сполна обладала творческой индивидуальностью. Собственный почерк, строй мысли, стиль были узнаваемы с ее первых журналистских опытов. Читатели «Флажка» шестидесятых-восьмидесятых годов хорошо отличали ее материалы о легендарных героях Великой Отечественной, защитниках Севастополя и Крыма, о человеческих отношениях в самой главной ячейке общества – семье, о собратьях по перу – военкорах, десятилетиями слагавших основной авторский актив флотской газеты.

Ее судьба – отражение судеб целого поколения советских людей, объединивших края и нации огромной страны. Отец-сибиряк и мать-украинка дали ей крепкую, неповторимую закваску, где было место и силе духа, и тонкости чувствования. Брошенный в самое пекло боев под Москвой сибирский полк почти весь полег на ее подступах, но не пропустил фашиста в столицу. Мама будущей журналистки поклялась прожить жизнь за погибшего мужа и за себя так, чтобы дочь гордилась родителями. Она стала известным в Севастополе педагогом-математиком, давшим крепкие знания не только многим поколениям детей, но в первую очередь тем флотским фронтовикам, которых война лишила возможности учиться.

Розочке в наследство достались верность, целеустремленность, самоотдача, трудолюбие, дополнившиеся ее собственной жизненной неспешностью и восторженностью миром. Что всегда помогает подробнее разглядеть и осмыслить его, а добро творить деятельно и ярко.

Школьная медалистка, одна из лучших студенток журфака Киевского госуниверситета, Роза могла выбирать будущее назначение. Романтически мечтала о Севере, но вернулась в Севастополь, который впервые увидела в развалках, только-только начинающим восставать из пепла.

Как большинство молодью журналистов, начинала в сельской и заводской многотиражках, училась практическому репортерству у спецов городских СМИ. Но разве могло быть в Севастополе издание авторитетней флотской черноморской газеты? Стремясь попасть туда, не глядя на диплом, Роза согласилась встать к телетайпу, в деле познав важность оперативной информации. Лиричность восприятия мира от этого нисколько не пострадала. Молодую журналистку вскоре взяли в отдел культуры и быта – литературным работником, или «литрабОм», как говаривали тогда в редакционных стенах.

И все-таки не эссе о культурной жизни флота сложили творческий портрет Розы Белошейкиной. Кроме тяги к прекрасному, в ней жила и неудержимая готовность приходить на помощь людям, бороться с несправедливостью, защищать неправедно попираемых. А такому человеку самое место в «письмах», как в обиходе именовался отдел писем и массовой работы с читателями.

Вот оно, море жизни, заключенное а тысячах и тысячах конвертов. Всемирная информационная сеть эпистолярной эпохи. В ней – самое актуальное, чем живут страна, флот, семья, каждый человек. Только внимательней вглядывайся, имей чуткое сердце, интуицию, а к ним отвагу ринуться на помощь терпящим бедствие.

В те времена во «Флаг Родины» в год приходило несколько тысяч писем, Каждое прочитывалось, готовилось в печать или расследовалось и обязательно получало ответ. Как у корреспондентов газеты хватало на это сил и времени – теперь понять трудно. Отдел же писем всегда брал большую часть нагрузки на себя. А в маленьком конверте могла быть заключена целая человеческая судьба, история большой любви или… большой подлости. И тогда письмо звало журналиста в дорогу. Порой приходилось вести целое следствие, по крохам добывая факты, обстоятельства происходящего, выверяя их верность.

Так, из черноморской части, базирующейся в Керчи, пришла весть о том, что в Аджимушкайских каменоломнях найден рюкзак с записками, документами, вещами защитников города. Автор письма просил флотских журналистов включиться в расследование по этой находке. В Керчь командировали Белошейкину. С этого момента стало ясно, что упорней, скрупулезней и заинтересованней расследовать подобные истории мало кто может. Сотрудница отдела писем посвятила всю себя (не отрываясь от редакционной текучки) поиску неизвестных героев. И в конце концов создала большой очерк о них «Без вести пропавшие», вернув детям и внукам имена отцов и дедов. Материал имел огромный резонанс, ведь у одного только бойца Ярофеева отыскалось 6 детей и 12 внуков! Все они с цветами пришли к обелиску, где отныне появилось его имя.

Точно так же по крупицам, до мельчайших подробностей Роза Белошейкина вела поиск фронтовой судьбы Героя Советского Союза Галины Петровой. Она нашла её родителей, сына, однополчан и восстановила боевую биографию легендарной медсестры, подробности ее подвига, кажется, до каждого шага, до броска в бессмертие. Очерк нашего корреспондента перепечатали другие издания, а в 1970 году он вышел в историко-литературном сборнике «Герои не умирают». И таких очерков о героях и современниках было немало.

Восторженная, возвышенная в воспевании подвига, Роза Белошейкина стояла крепко, даже жестко, где надо было противостоять злу. Читатели приходили к ней со своими самыми деликатными проблемами, и корреспондент отдела писем, умея хранить профессиональную тайну, пыталась им помочь. А слово газетчика было грозно и весомо. И обидчика, человека с гнилой душой постигала кара, вплоть до снятия погон.

Столь же активно отстаивала Роза Кузьминична наших первых помощников-военкоров. Вернее, вся газета была опорой для нештатных авторов. Для Розы – особой вахтой, именуемой редакционной школой военкоров, тематическими полосами для них, подготовкой талантливой флотской молодежи на журфак МГУ. И представьте, «флажковцы» вместе с ней вырастили целый отряд профессиональных газетчиков и телевизионщиков, когда-то носивших матросскую и офицерскую форму.

Спецвыпуск о боевых подругах военморов «Черноморочка» – тоже нововведение, нашей коллеги. Она разделяла проблемы и заботы женского актива флота, была его боевым пером, единомышленницей активисток и их помощницей.

Более тридцати лет жизни и творчества отдала Роза Кузьминична Белошейкина родной флотской газете. А перо не бросала и в самые седые годы. Редколлегия «Флага Родины» удостоила ветерана своего издания приза «За верность профессии».

Дело и душа, отданные людям, не забываются. С теплотой будут помнить о Розе Кузьминичне Белошейкиной её коллеги, её герои, её воспитанники и читатели. Светлая память!

Наталия МИКИРТУМОВА

В отделе писем «Флага Родины»: начальник отдела капитан 2 ранга Д. Герасименко,  корреспонденты Роза Белошейкина, Надежда Евстигнеева, фронтовик капитан 2 ранга запаса М. Хапичев.

«Флажковцы» с очередным выпуском школы военкоров, в центре — Роза Белошейкина

Запись опубликована в рубрике Новости, Память. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *