ГЕРОЙ ПО ФАКТУ. Адмирала Игоря Владимировича Касатонова, сохранившего Черноморский флот для России, севастопольцы считают Национальным Героем и без вручения ему Золотой Звезды. И не только севастопольцы…

В день 30-летия вывода наших войск из Афгана Президент Владимир Путин присвоил звание Героя России офицеру спецназа ГРУ Владимиру Ковтуну, чья группа в уже далёком 1987 году первой у «духов» захватила американский «Стингер». Подчеркнём: НАКОНЕЦ присвоил. Хотя, по большому счёту, Героем Ковтуна считали на протяжении трёх десятков лет – с поры его лейтенантства. Увы, но «Звёздочки» находят своих истинных хозяев не всегда. Впрочем, и другие награды и почести обходят людей достойных сплошь и рядом. Так было, есть и наверняка будет…

 

У ПОБЕДЫ – ВСЕГДА МНОГО РОДИТЕЛЕЙ

ТО, ЧТО СЕВАСТОПОЛЬ – город особенный, общеизвестно. И тому есть множество оснований. Хотя, в сущности, должно быть основой для постоянных раздумий: как город, чья официальная биография насчитывает всего 235 лет, не просто стал знаменит, а с завидным для любого дела постоянством периодически привлекает к себе всеобщее внимание?

Здесь случалось многое и происходило всякое, но неизменно – соответствующее значению имени, данного ему Великой Императрицей. Почему-то принято считать, что Севастополь в переводе с греческого значит «Достойный поклонения» или «Город славы». На самом деле смысл всего двух слов Σεβαστος (Cебастос) и πολις (полис) наполнен гораздо более ёмким, широким и глубоким смыслом: Императорский, Августейший, Высокочтимый, Святой, Священный город. И всей своей историей, в том числе новейшей, он это звание оправдывает. Потому неслучайным представляется факт: Матушка-Екатерина в честь закладки города велела отчеканить медаль с надписью «ПОЛЬЗА РОССИИ». Императрица была не только мудра, но и прозорлива.

Об этом в Севастополе нынче говорят немало – не так давно, кстати, исполнился юбилей со дня имянаречения города. Но есть в этом году и другие юбилейные поводы: 9 Мая, в День Победы, – уж так совпало – мы отметим 75-летие освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. А осенью – 165-летие начала Первой обороны Севастополя в Крымскую войну. Не меньшее значение имеет первый – пятилетний – юбилей Севастопольской-Крымской-Русской весны. Весны нашей общей общероссийской Победы – молниеносной, блестящей и бескровной. Даже триумфальной, уж простите за высокий стиль и пиетет.

С ТРЕТЬЕЙ ДЕКАДЫ ФЕВРАЛЯ в Севастополе «Темой №1» как раз и является победное пятилетие. В этой связи в городе до конца марта спланировано и проводится множество мероприятий – официальных, общественных и без всякого статуса.

Этот юбилей дал много разных поводов, в том числе и для оценок того, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАК происходило. Примечательного в этом деле немало. Немало интересного. Немало удивительного. Немало огорчительного – до грустного нервного смеха. Таковой вызывает растущая у меня коллекция памятных медалей тренда «За Русскую весну» – их набралось уж больше двух десятков.

Грудь многих самооборонцев, блокпостовцев и разного рода общественников украшают целые «иконостасы». Понять тех, кто учреждает (партии, фонды, объединения, организации и даже частные лица), награждает и получает такого рода отличия, в принципе, можно. Тем более, что в 2014-м «За Крым» вручались даже Звёзда Героя и высшие ордена. Правда, в большинстве случаев – почему-то «по-тихому». В то же время кого-то из активистов тех событий вниманием обошли. Кто-то, наоборот, преуспел, получив за одно и то же аж два одинаковых ордена – видать, представляли к награде от разных ведомств. Появляется немало тех, кто, как на знаменитом ленинском субботнике, «вместе с Ильичём нёс хрестоматийное бревно».

Со временем, конечно, кого-то отличие настигнет вдогонку. Кому-то сейчас воздают по заслугам. Кому-то – чуть позже, но главное – успеть это сделать тому, кто этого достоин.

 

ФЕНОМЕН АДМИРАЛА КАСАТОНОВА

ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД ПРЕЗИДЕНТ ПОЗДРАВИЛ всех нас с «возвращением Севастополя и Крыма в родную гавань – в Россию». Эта красивая по форме фраза-аллегория стала крылатой и широко используется как в выступлениях, так и в разного рода творчестве – вплоть до граффити. Не знаю, сам ли Владимир Владимирович её придумал или кто-то из спичрайтеров вложил её в уста «первого лица», но на самом деле она не совсем точна. Севастополь и Крым смогли «вернуться» как раз потому, что в буквальном смысле из родной гавани никуда не уходил Черноморский флот. В конце 1991 – начале 1992 года, с развалом-распадом-упразднением СССР, моряки-черноморцы в своих базах в Крыму, а также в Измаиле, Очакове, Одессе, Николаеве, в отличие от сухопутных собратьев в Киевском, Прикарпатском, Одесском военных округах, отказались принимать присягу на верность новорождённой незалежной Украине, новоявленной киевской власти.

Инициатором этого глубинного, идущего от сердечных привязанностей и духовных ценностей неповиновения был русский адмирал Игорь Владимирович Касатонов. Он и стал организатором Третьей обороны Севастополя. Патриот-державник, управленец с государственным мышлением, действовавший без всяких команд, безоговорочно был поддержан севастопольцами и крымчанами. Да и команд каких-то тогда давать было некому – в Москве, деля постсоветское наследство, политики «новой формации» с разбегу впрыгивали во властные кресла…

Волей Судьбы именно он, «оказавшись в нужном месте и в нужное время», был командующим Черноморским флотом в этот сложнейший период. То, что флот сохранил единство – не был расколот и, как следствие, развален, – во многом заслуга лично адмирала. Именно во время его командования на высшем государственном уровне – но только спустя полгода, 3 августа 1992 года, – наконец было принято политическое решение. На его основе фактически и принципиально судьба Черноморского флота и была решена – он стал российским, как говорится, по определению.

Тогда в Мухалатке (Ялта) состоялась встреча Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Президенты достигли договорённости о флоторазделе – подписали Соглашение о принципах формирования ВМС Украины и ВМФ России на базе Черноморского флота бывшего СССР. Было решено делить флот пополам, управлять им совместно до конца 1995 года. Также устанавливался «переходный период» (с 1 октября 1992 г.).

Таким образом, разрешение флотской проблемы окончательно переходило не просто в политическую плоскость, а на её высший уровень. Более того, именно флотская проблематика на долгое время легла в основу развивающихся российско-украинских межгосударственных отношений, зачастую определяя их состояние, градус накала страстей между Киевом и Москвой. Можно уверенно сказать: черноморцы «под флагом Касатонова» одержали Великую Победу, сохранив свой флот для России, для всего нашего Отечества.

Именно благодаря адмиралу, его единомышленникам, соратникам, патриотам-севастопольцам в городе русской славы тогда был создан и в течение последующих 23 лет удерживался «плацдарм» для Победы Русской весны. Не было бы его – некуда было бы ступить берцам «вежливых людей». Да и Крым вместе с Севастополем неизбежно утратили бы свою русскую идентичность – Одесса в мае 2014 года, увы, это показала. При Касатонове, то есть до его перевода в Москву в конце 1992 года, черноморцы нигде не спустили своего флага, не покинули своих баз. Будь тогда проявлена воля Кремля, Измаил и Очаков были бы и сегодня Городами русской воинской славы, а «Жемчужина у моря» не стеснялась бы своего гордого звания Город-Герой.

СЕЙЧАС, ПО ПРОШЕСТВИИ ВРЕМЕНИ, всё отчётливее понимаешь: если бы не Касатонов, если бы не его убеждённость в правоте своей позиции, если бы не его смелость как человека, мужество и ответственность как руководителя, если бы не его энергия и настойчивость – всё могло сложиться иначе. И хотя в биографии адмирала немало ярких страниц, всё-таки сделанное им на посту командующего занимает особое место в череде славных дел и интересных, даже знаковых событий. В этом нет и не может быть сомнений. Ответ на вопрос: «Кто сохранил для России её южный флот?» по меньшей мере для черноморцев и севастопольцев очевиден и не предполагает каких-то двойственных трактовок. Для них Игорь Владимирович Касатонов, без всяких сомнений, является Национальным Героем России.

Мы сегодня вправе – и на полном основании, всесторонне обоснованно – можем говорить о «феномене адмирала Касатонова». Этот человек сделал невозможное. Достаточно сказать: в современном мире не было, нет и, наверное, не будет прецедентов, когда многотысячное по своему составу оперативно-стратегическое объединение (флот), обладающее ядерным оружием(!), не подчинилось авантюрным решениям бездумных политиков. Более того, Черноморский флот, основные силы которого тогда находились на территории Украины, ещё в течение почти шести лет – до 12 июня 1997 года – продолжал в полном объёме выполнять задачи под Советским Военно-морским флагом – символом уже несуществующего государства! Черноморцы, оставшиеся верными единожды данной присяге, выходили в Средиземное море и Атлантику, решали миротворческие задачи у берегов Кавказа, занимались боевой подготовкой.

Действительно, происшедшее на Черноморском флоте четверть века назад не имеет аналогов. Причём масштабы и значение сделанного Касатоновым особо зримы в сравнении с тем, что произошло с силами, дислоцированными на Украине, с другими объединениями и группировками Вооружённых Сил, которые канули в Лету, «потерялись» при выводе войск из Германии, Чехословакии, Венгрии, Польши, передислокации из Прибалтики, Молдавии, Закавказья, Средней Азии…

 

КТО ПЕРВЫЙ ВСТАЛ – ТОГО И ТАПКИ…

КАК НИ ПАРАДОКСАЛЬНО, большинство из интересующихся ходом событий Русской весны считает, что она началась 23 февраля 2014 года в Севастополе с 30-тысячного митинга, прошедшего на центральной площади, носящей имя адмирала Павла Степановича Нахимова. Многие, ничтоже сумняшеся, не моргнув глазом, утверждают: «Тогда началась Третья оборона Севастополя». К сожалению, такая интерпретация происходящего относится к историческим мифам – тогда, наоборот, уже началось движение из положения обороны, был сделан первый прорывный наступательный шаг.

К сожалению, как говорил мой венценосный однофамилец о ГКЧП, всей правды о тех событиях в силу ряда обстоятельств не узнает никто. Но часть ее заключается в том, что «митинг народной воли» стал в определенном смысле кульминацией целого ряда значительных событий, происходивших, по крайней мере, на европейской части бывшего СССР зимой 2013–2014 гг. Как уже сказано, после Третьей обороны, отстояв бастионы города русской флотской славы, севастопольцы, опираясь на силы черноморцев и «вежливых людей», перешли в наступление против сил разномастных противников-русофобов, развернувших тотальную войну против Русского мира и всего славянства при опоре на «вашингтонский обком» и «тихих американцев».

У КАЖДОГО ВРЕМЕНИ – СВОИ ГЕРОИ. Это – данность, аксиомно декларируемая жизнью. За годы «украинского безвременья» в Севастополе и Крыму интересы России отстаивали, как минимум, три поколения политиков и общественников. Проявили себя и военачальники. Все они боролись за торжество правды и справедливости, ибо севастопольцы и крымчане своё прошлое, настоящее и будущее связывали только с Россией. И хотя тогда не прервалась связь времён и поколений – иначе бы не было никакой Русской весны, – сегодня на слуху имена тех, кто находится у реальных властных рычагов, кто формирует современную событийную повестку. К сожалению, в ней мало места теме событий на Черноморском флоте в начале 90-х годов XX века. Причин этого несколько, о чём, наверное, следовало бы поговорить отдельно…

Думается, время расставит всё по своим местам, кому-то воздаст за сделанное, кому-то – за содеянное… На мой взгляд, момент настоящей оценки, воздания должного Игорю Владимировичу Касатонову ещё не наступил. Но он однозначно наступит, ибо это – неизбежно. Тем не менее уже сегодня стоит сказать: Севастополь и Черноморский флот хорошо знают истинную цену главного дела его жизни и службы – это сохранение для России её южного флота и его главной базы – морской крепости, Города-Героя, города русской славы.

НЕДАВНО Игорь Владимирович Касатонов отметил своё 80-летие. Адмирал по-прежнему в боевом строю – являясь советником начальника Генерального штаба Вооружённых Сил России, он, среди прочего, курирует, как принято говорить, «крымское направление». Черноморский флот – в зоне его ответственности. Да это и понятно: во многом благодаря именно ему, опираясь на достигнутую правовую базу, Москва получила возможность изменить конфигурацию Черноморско-Каспийского геополитического пространства, отстоять и укрепить свои позиции в восточной части Средиземного моря. Это способствовало возвращению России статуса Великой Морской Державы. А его нужно всячески укреплять и развивать. И без опыта Касатонова в этом деле не обойтись

Сергей ГОРБАЧЕВ,
 капитан 1 ранга запаса,
 кандидат политических наук,
 член Союза писателей России, Заслуженный журналист Крыма
Фото автора и из архива «Флот-21 век»

 

КСТАТИ

В Совфеде предложили рассмотреть вопрос о награждении адмирала Касатонова

Первый вице-спикер Совета Федерации Николай Фёдоров 13 марта с.г. предложил Комитету палаты по обороне и безопасности рассмотреть вопрос о награждении  первого заместителя Главнокомандующего  ВМФ России  в 1992—1999 гг. адмирала Игоря Касатонова.

4 января 1992 года Касатонов, командовавший Черноморским флотом (1991-1992) собрал Военный совет флота и отказался принести присягу на верность Украине. «Я думаю, что Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности может рассмотреть вопрос о награждении адмирала», – сказал Фёдоров.

Первый вице-спикер сделал такое заявление после выступления на пленарном заседании в рамках «времени эксперта» главного редактора журнала «Историк» Владимира Рудакова на тему «Крым в контексте российской истории».

ВИДЕО: 

Запись опубликована в рубрике Авторские колонки, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *