С юности опаленный огнем

Известному севастопольскому и флотскому журналисту и писателю, лауреату литературной премии имени Л.Н.Толстого 10 ноября 2018 г. исполнилось бы 90 лет. Сквозь времена и годы сохранили воспоминания об А. С.Марете его коллеги -журналисты.

 

Выводящий на творческую орбиту

Анатолий Степанович Марета был личностью, в нашем городе известной, особенно в кругу деятелей литературы и искусства, во флотской среде. Человек творческого дарования, природного спокойствия, доброжелательного и приветливого облика, в ладно сидящем костюме, в пиджаке, при модном галстуке. В его ободряющем и улыбчивом взгляде собеседник обретал спокойствие и надежду. Таков Анатолий Степанович на этих фотографиях в разных ситуациях.

И только в книге А.С. Мареты «Ностальгия по войне» читатели неожиданно узнавали, что рядовой Анатолий Марета уже в 15 лет сражался с гитлеровскими захватчиками, перенес опасные ранения, заменил в критическую минуту командира отделения, врывался в болгарском селе в горящий дом, рискуя жизнью в надежде спасти двух молодых санитарок.

В биобиблиографическом указателе (2016 г.) отмечается: «Возглавляя литобъединение Черноморского флота, А.С. Марета вывел на орбиту многих поэтов и писателей: Виктора Ингерова, Владимира Гуда, Андрея Агаркова, Василия Кравченко, Александра Черевченко, Людмилу Резник, Тамару Дьяченко. Он общался, поддерживал добрые отношения с известными российскими и украинскими писателями: Валентином Пикулем, Геннадием Черкашиным, Василием Кучером, Петром Сажиным, Любовью Рудневой, Юлием Анненковым, Виталием Логвиненко, Олегом Волковым».

Таким видели и знали его многие сограждане и в Севастополе, и в городах, где он побывал. Для меня А.С. Марета был наставником, как и для многих авторов публикуемых отзывов. В 1964 г. по рекомендации Анатолия Степановича мне вручили удостоверение Союза журналистов СССР.

Борис Гельман, лауреат почетного знака СЖ РФ «За заслуги перед профессиональным сообществом»

 

 Первый осколок

С Анатолием Степановичем Маретой мы в одно время учились с МГУ на факультете журналистики. Это было, как тогда говорили, время оттепели. Он никогда не делал себе поблажек. Журналистика была его естественным состоянием, его образом жизни, одухотворением и счастьем. Он учил молодых журналистов: журналистика – это труд, добросовестный, упорный, ежечасный. Это позиция, и раз ты выбрал этот путь, то должен двигаться по нему целенаправленно, не вибрируя из стороны в сторону.

К тому времени, когда Анатолий Степанович Марета пришел к нам, в редакцию «Славы Севастополя», он уже был профессионалом высшей пробы, мастером пера, известным журналистом, почти сорок лет служившим в газете «Флаг Родины», заслуженным работником культуры Украины, депутатом городского Совета. Был ценим, уважаем, почитаем на флоте, в городе и за его пределами.

В «Славе Севастополя» А.С. Марета словно обрел второе дыхание. Его творчество расцвело, наполнилось новыми проблемами, новым содержанием, приобрело новых читателей. Всегда заветными темами для него оставались военное лихолетье и люди, добывавшие Победу. Ему, мальчишке, оказавшемуся в самом горниле боевых действий в Кривом Роге, довелось выводить на передовую группу бойцов, застрявших в разведрейде. Он хорошо знал все ходы и выходы, умел ориентироваться на местности. Первый осколок, первая операция, проведенная как раз в день его 15-летия – 10 ноября 1943 г. Его, мальчишку, взяли воспитанником в состав артиллерийского полка 37-й армии 3-го Украинского фронта. За участие в форсировании Днестра пятнадцатилетний Толя Марета был награжден орденом Красной Звезды.

Лишь на склоне лет Анатолий Степанович поведал в главной своей книге − «Ностальгия по войне». Одним заголовком он выразил чувства многих тысяч участников войны.

«Война ворвалась в наши судьбы, как смерч, она «отравила» нашу жизнь навсегда. До конца дней своих мы, что бы ни делали, о чем бы ни думали, будем мерить жизнь теми военными мерками, будем пропускать мысли и поступки через сознание военного лихолетья». Книга «Ностальгия по войне» была удостоена литературной премии имени Л.Н. Толстого.

А.С. Марета принимал участие в освободительных боях за Болгарию. Уже позднее за это и за активную общественную деятельность по укреплению дружбы между советским и болгарским народами Анатолию Степановичу было присвоено звание почетного гражданина села Веселиново и города Ямбола, он награжден медалью Республики Болгария. Вступление к книге «Звезды Болгарии», основанной на дневниковых записях эпизодов войны, написала член Политбюро Болгарской компартии Цола Драгойчева, что было тогда наивысшей оценкой. А сам Марета из года в год по приглашению фронтовых друзей, жителей Ямбола и Веселинова, приезжал с признательностью в страну своей боевой юности.

Елизавета Юрздицкая, заслуженный журналист Украины, лауреат почетного знака «За заслуги перед городом-героем Севастополем»

 

 Выпускники факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова  Елизавета Юрздицкая и Анатолий Марета в редакции газеты «Слава Севастополя».  Фото из архива семьи А. Мареты

 

Пять миллионов строк

Журналист, писатель, литературовед и театральный критик Анатолий Марета был яркой творческой личностью и великим тружеником. Он сгорел гораздо раньше тех седых лет. Такова, как правило, судьба высоких профессионалов и подвижников своего дела. В Морской библиотеке имени адмирала М.П. Лазарева, в других книжных хранилищах читатели берут с полок книги нашего товарища, его «Ностальгию по войне», принесшую автору лауреатство в Республиканской литературной премии имени Льва Толстого, и другие издания собственного пера и под другими именами, но появившиеся на свет благодаря соавторству, правке, помощи Анатолия Степановича.

«Флажковцы» и многие коллеги не забывают товарищей. Вспомнили, что свое слово в первую очередь сказали его современники – ветераны нашей газеты.

…Солнечный июньский день 1965 года. Я впервые вошла в отдел культуры и быта «Флага Родины». Начальник отдела культуры и быта капитан 2 ранга Константин Кириллович Чурин встретил любезно, предложил написать материал о враче. Поговорили, поулыбались, назначили срок сдачи «опуса». Но когда я, довольная таким началом, уже закрывала дверь, вдруг услышала: «Только не пишите, что у доктора «золотые руки»!

Сказал это не Чурин, а сидевший рядом импозантный сотрудник отдела, который до того момента изучал меня, пристально разглядывая из-под очков. Взгляд казался иронично-высокомерным, сразу подумалось: жди каверзного вопроса. Только став штатным сотрудником, за долгие годы работы в одном отделе не раз приходилось наблюдать, как Анатолий Степанович Марета наставляет и начинающих журналистов, и маститых авторов.

Что касается визитеров, к счастью, Анатолию Степановичу больше выпадали собеседники талантливые, серьезные профессионалы. На табуреточке возле стола, за которым восседал Марета, перебывали и темпераментный, горячий Григорий Поженян, и медлительно-вальяжный «морской волк» Афанасий Красовский, и амбициозный Николай Криванчиков, и ершистый, как молодой петушок, Иван Тучков, и многие другие севастопольские и иногородние литераторы. Сколько было «боёв» за каждую фразу, образ, слово! Но общий язык все равно находили.

Ещё картинка из прошлого. Присел на табуреточке Геннадий Черкашин. Внимательно работал с ним Марета! Было заметно искреннее желание Анатолия Степановича помочь человеку, явно не обладающему острыми локтями, коими иные пробивались в литературу. С подачи Мареты «Бриг «Меркурий» увидел свет сначала на страницах «Флага Родины», а затем уже в книжном издании.

Круг авторов маститого журналиста был очень широк: деятели флотских клубов, театров, музеев, библиотек, клубов Севастополя и отдаленных гарнизонов флота… Готовить к печати их «строк громадье» – поистине адов труд, но он справлялся. Перо Мареты отличалось кристальной ясностью и логичностью, почти афористичной лаконичностью языка. Особенно любил он свой воскресный «конек» – полосы «Зори Черноморья» и «На рейде большом легла тишина». Отдавал им всю душу, сам готовил авторские материалы, но и подбирал к ним иллюстрации, доводил «до ума» каждую полосу. В этом тоже проявлялись его трудолюбие и любовь к журналистике.

И ещё. Заслуга в том, что «Флажок» постоянно уделял внимание интернациональной теме, тоже во многом принадлежит Анатолию Степановичу. Вот звучит по коридору: «Всем в кабинет к редактору!» Георгий Афанасьевич Бутиков зачитывает письмо министра обороны Народной Республики Болгарии и благодарность за полосу, выпущенную к Дню Народной армии. Особенная признательность – штатному «болгароведу» Анатолию Марете, которого с этой страной связывала давняя, зародившаяся ещё в фронтовой юности дружба.

Надежда Евстигнеева, обладатель приза «Флага Родины» имени фронтового корреспондента Владимира Апошанского, приза имени Георгия Бутикова «За верность профессии»

 

 Завет молодому поколению

 Анатолий Степанович как профессионал оставил значительное творческое наследие: все, что он успел опубликовать, приобрело жизненную стойкость. Наш строгий и справедливый редактор Георгий Афанасьевич Бутиков назвал Анатолия Марету Мастером. Его восхищали в нашем коллеге широта кругозора, аналитичность ума и репортерский талант.

Я держу в руках подаренную Анатолием книгу «Звезды Болгарии» и словно воочию вижу его моложавое лицо. Лицо, освещенное умной, немного ироничной улыбкой, проницательные глаза следопыта, который всегда распознает особенности происходящего события. Гордясь успехами моряков-черноморцев, радуясь росту родной страны, восхищаясь делами ее народа.

Марета был человеком замечательной верности. Его уважали писатели и актеры, ценили за творческое сотрудничество. На театральных или литературных диспутах можно было увидеть Анатолия, одержимого проблемами искусства, не жалеющего себя в поисках творческих решений.

Доброе слово Анатолия Степановича окрыляло многих флотских писателей и поэтов, благословляло в свет каждый сборник стихов или прозы. Он был организатором литературной жизни, помогавшим авторам воплощать свои творческие задумки. Этим Анатолий Марета занимался всю жизнь. Если можно так выразиться, он был не только музыкантом в оркестре, но и сам представлял оркестр по многообразию своей деятельности.

Анатолий Марета способствовал тому, что произведения флотских литераторов проходили библиографическое описание в Севастопольской Морской библиотеке. Множество литераторов и журналистов, которые теперь в России и в других республиках следуют его напутствию и хранят благодарную память о своем Учителе – учителе бескорыстном, страстно влюбленном в свое дело. Все творчество Анатолия Степановича− это как собрание сочинений – вдохновляющий завет молодому поколению.

Роза Белошейкина, обладатель приза «Флага Родины» имени Георгия Бутикова «За верность профессии»

 

Ведущий мастер-класса

Стаж работы А.С. Мареты в журналистике превышал полвека, и если прикидывать в среднем, это более 20 тысяч материалов. Помножив на оптимальный объем – пять с гаком миллионов строк. Но в редакции «Флажка» все знали: Анатолий Марета выдает «на-гора» больше, много больше нормы. Это нисколько не изменяло в нем великого трудолюбия. Он не знал перерывов и рамок трудовой смены.

Журналист, писатель, литературовед и театральный критик творил круглосуточно! И какое счастье, что в этой непрерывной пахоте успел-таки завершить книгу. Его «Ностальгия по войне» удостоилась Республиканской литературной премии имени Льва Толстого.

Мне выпало счастье делить с ним рабочий кабинет, вместе «брать фактуру», искать аналитические ходы в осмыслении материала и образы в его подаче. Эта наука совместного журналистского труда дала гораздо больше, чем иные академии.

Анатолий Степанович мог с одинаковой глубиной и знанием существа предмета судить о литературе вообще и о новой книге в частности, о делах в мировом кинематографе и о только что вышедшем на экраны страны фильме, о дебютной актерской роли и судьбе спектакля-ветерана. Он хорошо знал поэзию и само творение стихов, а талант сочинителя чуял в самом начале развития.

Наталия Микиртумова, заслуженный журналист Крыма. Собрала материалы старших товарищей

Запись опубликована в рубрике Новости, Храним и помним. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *