Исследование: Образ журналиста в массовом сознании россиян

В июне–августе 2018 года Исследовательской группой ЦИРКОН по заказу Фонда медиаисследований и развития стандартов журналистики (Фонд «Медиастандарт») было проведено исследование, результаты которого отражают массовые представления россиян о профессии журналиста, его социальных ролях в обществе и личных качествах.

Методика
Массовый репрезентативный опрос населения РФ по формализованной анкете.

Использована многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка. Опрос реализован методом личного интервью (face-to-face) по месту жительства респондента.

Объем выборочной совокупности составил 1604 респондента. Выборочная совокупность репрезентирует взрослое население России по параметрам пола, возраста, образования, месту проживания (тип населенного пункта) и географии.

Характеристики профессии
Респонденты оценивали степень уважения профессии, ее престиж, доходность (уровень оплаты труда), трудность (сложность), уровень необходимой квалификации, опасность/безопасность, а также степень свободы в работе.
В целом восприятие журналистики в российском обществе можно квалифицировать как умеренно позитивное с фиксацией особого характера профессии. Примерно две трети респондентов считают, что профессия журналиста в России уважаема и престижна. Еще больше граждан отмечает необходимость специальной квалификации для осуществления журналистской деятельности и рассматривают эту деятельность как трудную и небезопасную.
О влиятельности и доходности профессии мнения не столь однозначны, – только половина респондентов и отнесла работу журналиста к высокооплачиваемой. И совсем не уверены россияне относительно свободы журналистской деятельности (около 40% считают ее как раз несвободной).

Следует отметить, что указанные выше представления о профессии довольно устойчивы на протяжении последних 10-15 лет.

Несмотря на то, что респонденты считают журналистику уважаемой в России, но сами они неоднозначно оценили степень своего доверия современным журналистам, разделившись на три примерно равные группы доверяющих, не доверяющих, и меняющих свое отношение в зависимости от ситуации («когда как»).

Для прояснения ожиданий аудитории, ценностные принципы «традиционной журналистики» формулировались в противопоставлении некоторым принципам «новых медиа»
В ходе опроса респондентам задавались вопросы о том, какой стиль журналистской работы и организации информационного потока (точность, скорость, полнота, объективность, комментирование и развлекательность) в большей степени востребованы аудиторией. Для этого предлагалось отдать свое предпочтение одному из двух альтернативных высказываний в трех парах высказываний, отражающих в известной степени противопоставление ценностных принципов «традиционной журналистики» и «новых медиа».

Большинство населения декларирует приверженность традиционным ценностям медиа, а именно объективности в подаче информации, ее полноте, точности и, главное, правдивости. Вместе с тем заметна и группа респондентов, которая осознанно предпочитает оперативность и «интересность» (увлекательность, «прикольность») информации ее точности и правдивости.

Наиболее авторитетные журналисты
Респондентам в форме открытого вопроса было предложено назвать имена наиболее уважаемых и авторитетных журналистов в каждой из четырех отраслей медиа – телевидении, прессе, радио и интернете.
Владимир Соловьев
11%
Андрей Малахов
8%
Владимир Познер
7%
51%
респондентов затруднились ответить на этот вопрос
Телевидение оказалось отраслью СМИ в наибольшей степени наполненной узнаваемыми персонами, и самой однородной с точки зрения оценок авторитетности журналистов. С большим отрывом самыми авторитетными персонами оказались ведущие двух федеральных каналов «Первый» и «Россия 1» — Владимир Соловьев (178 респондентов), Андрей Малахов (131) и Владимир Познер (116).

Другие отрасли оказались гораздо менее персонифицированными для населения, если не сказать – вовсе не персонифицированными. Радио, пресса и интернет сильно уступают по количеству упоминаний имен журналистов, что даёт основания рассматривать эти показатели лишь на уровне статистического шума.

Однако если сравнить имена авторитетных журналистов с ответом на вопрос о социальных ролях журналистов, то можно отметить ряд нестыковок
Самыми важными с точки зрения населения оказались роли «информатора» (65%) и «комментатора» (43%). Однако ни один из трех самых авторитетных журналистов телевидения не попадает под эти категории, наоборот – они скорее играют те роли, которые с точки зрения населения менее важны.

Так, Андрея Малахова скорее можно назвать «шоуменом», в то время как лишь 9% населения считают развлекательную роль журналиста самой важной, Владимира Соловьева – «идеологом» (11% назвали эту роль важнейшей), а Владимир Познер скорее выступает в роли «просветителя» (22% респондентов ожидают от журналистов в первую очередь выполнения этой функции).

Доверие к журналистам
На фоне в целом довольно положительной оценки различных аспектов деятельности журналистов, в целом доверие журналистам склонны выражать лишь 37% населения.
Влияние журналистов на жизнь страны
Как Вы думаете, сегодня журналисты оказывают или не оказывают серьезное влияние на жизнь страны? И если оказывают, то это влияние в целом положительное или отрицательное?
В целом, мнение населения о влиянии журналистов на жизнь страны можно назвать умеренно-положительным– 41% опрошенных оценивают влияние журналистов как положительное, 30% — утверждают, что его нет.
При этом, больше других склонны давать положительную оценку влиянию журналистов на жизнь страны респонденты, которые знают журналистов лично и доверяют СМИ как в целом, так и государственным медиа в частности.
Ответственность российских журналистов
Представления населения и журналистов по данному вопросу кардинально различаются
По мнению профессиональных журналистов они должны нести ответственность за свою деятельность только перед собой (79%), но только 11% граждан придерживаются такого же мнения.
Лишь 3% журналистов считают, что должны нести ответственность перед властью, в то время как такого мнения придерживается 20% россиян.

Однако и россияне, и профессиональное сообщество сходятся в том, что журналисты должны нести ответственность прежде всего перед обществом (82% и 79% соответственно).

Требования к профессиональному статусу российских журналистов
Наличие писательского таланта, грамотного русского языка и соблюдение этических норм и правил поведения, действующих в профессиональном журналистском сообществе являются неоспоримыми требованиями для профессионала в области журналистики с точки зрения россиян.
 
Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *