Анатолий Величко: ГЛАВНОЕ ДЕЛО ЖИЗНИ И ГЛАВНАЯ ЛЮБОВЬ – 13-й ЗАВОД

Анатолий Величко: Главное дело жизни и главная любовь – 13-й завод

 Севастополь, как известно, во многих своих проявлениях – город уникальный. В любом городе проживает немало ветеранов, но именно в Севастополе в значительной мере его социальный облик формируют представители старших поколений, в том числе ветераны флота.

Каждый из них индивидуален в своих привязанностях и жизненных принципах. Но я бы разделил их всех на две категории: тех, кто не утратил связь с флотом, и тех, кто с увольнением в запас или выходом в отставку о флотской службе старается не вспоминать.

Тех, кто, образно говоря, «оборвал все концы», не очень много, но они есть. И откровенно говоря, независимо от мотивации, их жизненная позиция все же не очень понятна, а сами «персонажи» лично мне мало симпатичны. Бывают, правда, случаи, когда флотская служба действительно негативно отражается на чьей-то судьбе. Но чаще всего виновником этого является не Флот как таковой. Обычно сказывается пресловутый «субъективный фактор»: то ли сам человек в чем-то виноват, то ли он попадает в дискомфортные условия не принявшего его коллектива, то ли нарывается на бессердечное отношение бездушного флотского чиновника… Да мало ли что бывает в жизни! В итоге – ломка чьей-то персональной судьбы и обида на Флот. В общем, случается всякое…

Но все же, как представляется, подавляющее большинство прошедших флотскую службу (независимо от того, срочную или в кадрах ВМФ) навсегда сохраняют добрые чувства к Флоту и до конца своих дней хранят ему верность. Наверное, именно преданность относится к тем характеристикам и качествам, которые и формируют само понятие Флот. Не зря в нашей черноморской газете уже в течение нескольких десятилетий постоянно выходят материалы под рубрикой «Флот, честь имею быть верным тебе!». Уверен, со мной согласятся очень многие люди, знавшие капитана 1 ранга Анатолия Тихоновича Величко: он – именно тот человек, для которого верность Флоту стала жизненным кредо, его гражданской позицией и делом чести.

В Советское время становление человека, его жизненный стержень в основном определяли семья и школа. Такой жизненный «институт», как «улица», конечно, тоже вносил в этот процесс свою лепту, но все-таки все лучшее, что было вложено в каждого из нас, создавали атмосфера домашнего уклада и сила первого в жизни настоящего коллектива. Если говорить о становлении Толи Величко, то это про него. Правда, определяющим в его судьбе в значительной мере был и сам год рождения – год особый, 41-й. Этот биографический факт наверняка не мог не отпечататься на его жизненной матрице. Впрочем, как и у всех, кто рожден в году начала Великой Отечественной войны. Или в победном 45-м. Таких, правда, немного. Но, как почему-то мне кажется, запись даты их рождения в метрике наполнена каким-то сакральным смыслом. Наверное, адепты идей нумерологии со мной согласятся. К слову, в семье Величко в 45-м был рожден сын Борис. А вообще у Тихона Александровича и Александры Ивановны было еще трое мальчишек – всего пятеро хлопцев, выросших на хуторе Шувалов, что на Воронежчине, под Павловском, в окрестностях которого плотники молодого царя Петра Алексеевича в зиму 1696 года срубили Русский флот, ставший регулярным.

Непростая, густо замешенная на тяжком крестьянском труде жизнь, помощь отцу, вернувшемуся в 44-м домой с осколками в теле и «дырками» от пуль, романтика комсомольской юности многое объясняют в поступках и жизненном выборе сыновей фронтовика. О каждом из них можно написать если не книгу, то добротный, объемный биографический очерк или даже повесть, которые наверняка были бы интересны любому читателю. Что же касается Анатолия Величко, то кое-что из того многого, что испытал и пережил, он уже положил на бумагу. Кстати, поэтому нет особого смысла раскладывать его биографию и служебную карьеру «по полочкам» – Анатолий Тихонович стал автором-составителем нескольких поистине уникальных книг – фундаментальных исследований «Флагман Черноморского судоремонта» и «Флагман Черноморского судоремонта. 130 лет на службе Отечеству», а также двухтомника «Отечество нам Царское Село…», посвящённого ставшему ему и его однокашникам родным училищу. На каждой их странице член Союза журналистов России Анатолий Величко присутствует если не прямо, то уж точно косвенно, ибо все, что изложено, им выношено и выстрадано в буквальном смысле. Впрочем, как и в вышедшей биографической книжке о своем отце, 100-летие со дня рождения которого как раз ее написанием и отметил сын. То же самое можно сказать и о книге «Малая родина каждого – победа общая», рассказывающей о «клане Величко» – своей большой семье, о родителях, братьях, племянниках…

К слову, в том, что эти книги увидели свет, проявился весь А. Величко – с его характером, принципами и привязанностями и – широчайшей душой, в которой хватало места всем.

Сами посудите: кто из инженер-механиков флота поистине создал книги? Одни (объемом более 700 страниц) рассказывают об истории и людях 13-го судоремонтного завода ЧФ, другие (такие же по объёму) – о товарищах – выпускниках 1968 года и преподавателях Ленинградского ВВМИУ. Понятное дело, флотскому инженер-механику, что называется, по жизни дел хватает, не то что книжки писать. Но Величко – смог. И, наверное, воплотить свои замыслы он сумел именно потому, что обладал особенным жизненным потенциалом, который не хранил, как куркуль, в кубышке, а отдавал Флоту и его людям. Потому на его парадной тужурке – ордена Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. Согласитесь: факт примечательный и редкий, особенно для карьеры не участвовавшего в боевых действиях офицера флота, к тому же не стоявшего на командирском мостике, а находившегося в основном ниже ватерлинии. Хотя…

Хотя был у А. Величко свой командирский мостик – с 1986 года в течение десяти лет (ох, каких непростых – от начала всесоюзной перестройки до окончания флотораздела!) он руководил коллективом 13-го СРЗ. А до этого – работа по комсомольскому призыву в угольном забое в Шахтах, два года «срочной» на кораблях ОСНАЗ Балтфлота (Атлантика, Средиземное море), последовательное прохождение по скользким балясинам карьерного трапа, начиная с должности командира трюмно-котельной группы БЧ-5 эсминца «Отменный» Северного флота. На этом же корабле – восемь(!) лет А. Величко был командиром электромеханической боевой части. Выстоять и победить в перманентной борьбе за техническую и боевую готовность позволяла партийная закалка: все-таки пять лет секретарства еще в курсантские годы – не фунт изюма! Потому командир отличной БЧ в течение двух отчетных периодов был секретарем партийной комиссии соединения – случай не из рядовых. Партийная принципиальность, основанная на человечности и знаниях мужской психологии, позволяла принимать взвешенные решения, сохранившие судьбы и давшие карт-бланш служебных перспектив, в том числе и членам КПСС, дослужившимся до вице-адмиральских погон. Хранят они о службе с Анатолием Тихоновичем добрую память.

По-доброму вспоминают о нём и на 82-м СРЗ, которому отдал почти шесть лет. А. Величко был в авторитете у питерских судоремонтников, у специалистов в российской столице, стремившихся в тяжелейшие постсоветские годы отстоять базу флотского судоремонта. К мнению Анатолия Тихоновича прислушивались все. А он, со своей стороны, не давал им покоя. И в том, что у отрасли, и в том числе у 13-го завода, есть будущее, ощутим вклад начальника завода, возглавлявшего его коллектив в переломный период его истории.

За плечами у А. Величко – 35 «календарей». С достижениями, успехами, служебными и жизненными невзгодами. Было чем гордиться, что рассказать, чем поделиться. Держа руку на пульсе черноморского судоремонта, Анатолий Тихонович Величко затевал новые дела, будоража начальство, профком и ветеранов своего родного завода. До своего последнего часа…

28 января его сердце остановилось. Ушёл от нас Русский Человек, любивший жизнь и окружавших его людей. Ушёл тот, кому сегодня 13-й завод во многом обязан своим нынешним существованием – именно Величко не дал его растащить, «приватизировав» в «украинские времена». Ушёл тот, кто безмерно радовался возвращению Севастополя и Крыма в Россию, в меру своих сил приближая наш общий победный день…

Прощай, Анатолий Тихонович! Прощай, наш товарищ и друг!

Сергей Горбачев, капитан 1 ранга запаса

 

ПАМЯТИ ТОВАРИЩА

 Трудовой коллектив, администрация, профсоюзный комитет ФГУП «13 СРЗ ЧФ», ветераны черноморского судоремонта, родные и близкие, товарищи и друзья глубоко скорбят по поводу кончины на 77-м году жизни капитана 1 ранга в отставке

 Величко Анатолия Тихоновича.

Анатолий Величко родился 25 марта 1941 года на хуторе Шувалов Павловского района Воронежской области.

В 1961 году призван в Военно-Морской Флот, два года служил радиометристом на кораблях ОСНАЗ Балтфлота. В 1961-1968 годах – курсант Ленинградского ВВМИУ. С 1968 по 1978 год служил на электромеханических должностях на кораблях Северного флота. Затем – в системе флотского судоремонта – сначала на 82-м СРЗ ВМФ в пос. Росляково, в дальнейшем – на 13-м СРЗ ЧФ.

13-му судоремонтному заводу он посвятил всю оставшуюся жизнь – в 1983-1986 годах был главным инженером завода, а затем в течение десяти лет возглавлял это передовое в ВМФ судоремонтное предприятие, которое в 1987 году было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Годы руководства заводом совпали с перестройкой и процессом распада Советского Союза, разделом Черноморского флота и определением его судьбы. Во многом благодаря именно Величко завод был сохранён для Флота России и сегодня является одним из основных бюджетообразующих предприятий Севастополя.

Капитан 1 ранга А.Т. Величко в 1996 году был уволен в запас, достойно отдав Родине и Флоту 35 лет, о чём свидетельствуют награды – он удостоен орденов Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, награждён многими медалями. Но уволившись с флотской службы, Анатолий Тихонович Величко с заводом не расставался, помогая руководству, коллективу 13 СРЗ словом и делом.

Анатолий Тихонович Величко был человеком широкой души, щедро делившимся своим опытом службы и жизни, всегда помогавшим людям. Он активно участвовал в военно-патриотическом воспитании, общественной работе, не изменяя своим взглядам и твёрдо отстаивая жизненную позицию. Будучи членом Союза журналистов России, он активно публиковался, из-под его пера вышло несколько книг. До своего последнего дня он стремился быть в гуще жизни. Сердце его остановилось 28 января…

Вечная память Анатолию Тихоновичу Величко – Офицеру Флота, Патриоту России и Хорошему Человеку!

 Прощание состоится 31 января в 11.00 во Владимирском соборе – усыпальнице адмиралов.

 

Запись опубликована в рубрике Авторские колонки, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *