Эксперты Кудрина заявили о застое в российских СМИ

В большинстве регионов России институт СМИ не развивается, говорится в докладе фонда «Медиастандарт» и КГИ Алексея Кудрина. Застой эксперты связали с государственной политикой в медиасфере и проблемами рекламного рынка

Медиастагнация

Почти во всех российских регионах институт СМИ не развивается, пришли к выводу авторы исследования «Измерение состояния и динамики институционального развития средств массовой информации в регионах России в 2015–2017 гг.» (Msindex-2017, есть у РБК). Его заказали исследовательской группе ЦИРКОН фонд «Медиастандарт» и Комитет гражданских инициатив (КГИ), основанный экс-министром финансов Алексеем Кудриным.

«Есть регионы, где высокая активность аудитории, это связано и с большим количеством источников информации, а есть регионы, где плоские показатели по всем критериям, и они с этим ничего не делают», — пояснил РБК директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин. По его мнению, ситуацию можно назвать «застоем».

Авторы доклада оценили состояние СМИ в 2015-2017 годах в регионах по 50 критериям, разбитым на пять групп — «Состояние среды для работы средств массовой информации», «Состояние и активность основных стейкхолдеров», «Состояние аудитории», «Состояние самих СМИ» и «Состояние медиаконтента».

Данные оценивались на основе открытой статистики, экспертных оценок и массовых телефонных опросов.

Лидеры и аутсайдеры

По каждому из критериев регионам начислялись баллы. По результатам их разделили на четыре группы — с наибольшим, средним, недостаточным и наименьшим уровнями развития медиасферы (ранжированы по классам, где А — регион с высоким уровнем развития СМИ, D — c самым низким).

В 2017 году самыми развитыми в области медиа были признаны Москва, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ, Московская область, Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Хабаровский край, Челябинская и Самарская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Нижегородская, Новосибирская, Свердловская, Томская и Ярославская области, Приморский край и Татарстан. В группу наименее развитых попали Крым, Забайкальский край, Еврейская автономная область, Курганская область и Калмыкия.

Казьмин замечает, что всего 11 регионов с 2015 года перешли из одной в другую группу по уровню развития медиасферы. При этом с 2015 по 2017 год увеличился разрыв между наиболее и наименее слабыми регионами.

Влияние государства

Одна из главных причин застоя в медиасфере — госрегулирование СМИ, считает Казьмин. «Есть ограничения, которые не позволяют строить СМИ как бизнес, — добавил эксперт. — В том числе и невозможность иметь иностранных инвесторов, и еще закон [о СМИ-иноагентах], который вот недавно приняли». Из-за излишнего контроля власти традиционным СМИ трудно конкурировать с альтернативными площадками — к примеру, соцсетями. «Для этих площадок регулирования почти нет, а традиционные СМИ, наоборот, задавлены регулированием — например, даже форум на сайте сделать нельзя», — отметил Казьмин.

На медиасферу влияет и финансирование из региональных бюджетов, говорится в исследовании. В 2017 году регионы запланировали потратить на СМИ около 40,4 млрд руб. Те СМИ, которые зависят от такого финансирования, часто не могут позволить себе заниматься независимой журналистикой, отметил Казьмин. «Независимые СМИ должны искать другие источники финансирования, но эти источники — рекламодатели — сейчас сжимаются», — рассказал он.

Поддержка СМИ местными властям сопоставима со всем региональным рынком рекламы, говорится в исследовании. Это подтверждают данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). В 2015 году объем региональной рекламы составил 45,4 млрд руб. (согласно данным АКАР, без учета Москвы, включая наружную рекламу, которая не является СМИ), а финансирование СМИ из региональных бюджетов — 43,6 млрд руб. В 2016 году рекламный рынок в регионах и уровень господдержки несущественно снизились и составили 45 млрд руб. и 43,2 млрд руб. соответственно.

По мнению главного редактора газеты «Деловой Петербург» Максима Васюкова говорить о серьезном влиянии бюджетного финансирование на региональную медиасферу нельзя. «Разумеется, городское правительство, как и власти других регионов страны, распределяет деньги налогоплательщиков в пользу лояльных чиновникам СМИ, — сказал он РБК. — Но львиная доля бюджетного финансирования достается изданиям, находящимся в городской собственности, и местному телеканалу». По его словам, частные медиакомпании почти не зависят от бюджетных вливаний.

Другие факторы

На развитие СМИ в регионах влияет наличие кадров и их подготовка, политическая конкуренция, рекламный рынок и возможности инвесторов, говорит замглавреда Znak.com (редакция располагается в Екатеринбурге) Дмитрий Колезев. Бюджетное финансирование тоже важно, отметил Колезев: в богатом регионе скорее всего будут относительно развитые СМИ и относительно большие бюджетные траты на медиа.

Главный редактор интернет-журнала «7х7» Софья Крапоткина сказала РБК, что по опыту работы ее издания, «чем дальше регион от Москвы, тем свободнее чувствуют себя региональные медиа». Важным фактором для работы СМИ она называет «адекватность» региональной администрации и ее способность к диалогу с журналистами. «История про госфинансирование СМИ — это тоже про адекватность администрации, — рассуждает Крапоткина. — Где-то договоры на информационное сопровождение действуют ровно так, как написаны, а в других регионах аналогичные формулировки подразумевают полный отказ от критики чиновников». В то же время в регионах общественно-политическому СМИ существовать и устойчиво развиваться исключительно на рекламные деньги «невозможно», уверена главред «7х7». По ее словам, на региональном рынке нет рекламодателей, у которых были бы достаточные бюджеты и независимость от региональной администрации одновременно.

Евгения Кузнецова, Мария Истомина, Галина Казакулова

Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *