«Даже если сохранится аккредитация МИДа – вход в Думу им будет запрещен»

«Радио Свобода» (левый микрофон) – одно из двух десятков американских СМИ, зарегистрированных в МИД России. Пока что их сотрудники могут беспрепятственно ходить в Думу«Есть полномочия МИДа, мы на это поле не заходим. Но в соответствии со своим внутренним регламентом и правилами мы будем принимать решение – так, чтобы запретить доступ в Госдуму американским СМИ», – подчеркнула в интервью газете ВЗГЛЯД глава комитета Госдумы по контролю и регламенту Ольга Савастьянова. Не все в Думе согласны с таким вариантом ответа на дискриминацию RT.

В пятницу думский комитет по контролю и регламенту предложил запретить доступ в Госдуму и Совет Федерации всем американским СМИ. Предложение, о котором заявила председатель комитета Ольга Савастьянова, стало ответом на недружественные шаги Вашингтона.

В среду российский телеканал RT был лишен аккредитации в Конгрессе США. Тогда же главный редактор RT Маргарита Симоньян предположила, что американские СМИ также останутся без аккредитации в обеих палатах российского парламента. Член комиссии Совфеда по информационной политике Игорь Морозов заявил, что в верхней палате поддержат такой запрет «вне зависимости от формы капитала» этих СМИ – «государственного или частного, потому что они все в своей редакционной политике проводят линию Госдепа в отношении России».

О «зеркальной» инициативе российских парламентариев газета ВЗГЛЯД поговорила с главой профильного комитета Госдумы по контролю и регламенту Ольгой Савастьяновой.

ВЗГЛЯД: Ольга Викторовна, почему предлагается запретить доступ сразу всем американским СМИ? Ведь в Конгрессе запретили только Russia Today, другие наши журналисты туда еще могут ходить. Таким образом, вы предлагаете не зеркальную меру?

Ольга Савастьянова: Мы не должны всегда находиться в состоянии реагирования. Мы сегодня не просто так приняли решение. За этим решением есть серьезное убеждение и ценности, которых мы придерживаемся.

Мы таким образом хотим подчеркнуть неприемлемость подобных действий и считаем, что это те ценности, за которые нужно бороться. Мы это делаем как представительный орган власти, который может себе это позволить в соответствии со своими полномочиями.

Но такие решения не могут приниматься без обсуждений.

ВЗГЛЯД: Как будет проходить это обсуждение, в какой стадии оно находится?

О. С.: Это инициатива комитета, которая будет обсуждаться в понедельник. Дальше это будет обсуждаться на совете Госдумы и в ходе пленарного заседания (совет Госдумы заседает по вторникам и четвергам, пленарные заседания проходят по средам и пятницам – прим. ВЗГЛЯД). Что будет по результатам обсуждения, прогнозировать сложно.

Игорь Владимирович Лебедев (вице-спикер Госдумы, зампред комитета по госстроительству и законодательству – прим. ВЗГЛЯД) высказался в том смысле, что не нужно запрещать доступ всем СМИ.

Мнения и позиции разные, поэтому они должны обсуждаться, и в ходе этого уже будет выработана окончательная точка зрения и решение. Конечно, дискуссия будет. Я люблю такую поговорку: когда все говорят одно и то же – думает кто-то один. Вы видите, что эта Дума – Дума диалога, все важные вопросы обсуждаются. Достаточно сравнить тексты законопроектов, рассматриваемых в первом чтении, и при их принятии.

ВЗГЛЯД: Часто ли в последнее время американские журналисты ходили в Госдуму?

О. С.: Как правило, это все-таки больше связано с рассмотрением вопросов, касающихся международной политики.

Дело в том, что у нас, в Госдуме, нет аккредитации иностранных СМИ. Действует другой порядок: журналисты иностранных СМИ получают аккредитацию в Министерстве иностранных дел, и на основании этой аккредитации у них вход в Государственную думу свободный (при МИДе аккредитовано 21 американское СМИ, в том числе CNN, агентства Bloomberg и Associated Press, а также ряд печатных изданий, в том числе The New York Times – прим. ВЗГЛЯД).

Поэтому мы со своей стороны это никаким образом не фиксируем, кто там, когда и как ходит.

ВЗГЛЯД: Значит ли это, что так же – через МИД – и будут «закрывать» доступ в Госдуму и Совет Федерации? Или же вы предлагаете ввести какой-то новый отдельный порядок для доступа и недоступа? Если это так, то как такой порядок будет выглядеть?

О. С.: Есть полномочия и компетенция МИДа, мы на это поле не заходим. Но в соответствии со своим внутренним регламентом и правилами мы будем принимать решение – так, чтобы запретить доступ в Госдуму этим СМИ.

Даже если у них сохранится мидовская аккредитация – вход в Госдуму им будет запрещен.

Кроме того, мы предлагаем обратиться к законодательным органам власти в субъектах Федерации, чтобы они на своем уровне и в рамках своих полномочий приняли аналогичное решение. То есть не мы за них примем решение, а просто рекомендуем им принять такое решение.

ВЗГЛЯД: Почему предложение «запретить всем» возникло именно сейчас?

О. С.: В ситуации, которая происходит с российскими СМИ, мы не только должны высказывать свою позицию о недопустимости таких действий со стороны Конгресса США. Мы придерживаемся ценностей свободы слова, права знать объективную информацию. Соответственно, на эти действия мы должны реагировать.

У нас сегодня непростые отношения с США в этих вопросах. Понятно, что в любых ситуациях мы должны искать компромиссы. Но есть вещи, на которые мы должны вот так деятельно реагировать, что мы и делаем.

ВЗГЛЯД: Допустим, завтра американцы не пустят в Конгресс ни одного российского журналиста, а мы уже запретили всем американским журналистам посещать Думу и Совфед. Какой у нас будет ресурс для ответных мер? Не лишаем ли мы себя ресурса на ответные меры?

О. С.: Я думаю, что мы найдем возможность отреагировать на эту меру.

 

Запись опубликована в рубрике Актуально. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *