Новый председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев ставит задачей на своем посту повышение статуса профессии

Новый председатель Союза журналистов России, тележурналист, кинодокументалист Владимир Соловьев ставит задачей на своем посту повышение статуса профессии, продвижение законодательных инициатив по защите журналистов, усиление позиций Союза на всех международных площадках. Своими планами по модернизации СЖР Соловьев поделился в интервью ТАСС.

— Владимир Геннадиевич, СЖР традиционно является защитником прав журналистов в России. Можно ли предположить, что голос СЖР с вашим приходом станет громче?

Обязательно станет.  Для защиты наших коллег мы хотим подключить серьезные юридические службы.

Как и раньше, на постоянной основе продолжат работу Большое жюри и Комиссия по жалобам на прессу, об этом будет гораздо больше информации. Руководству Союза нужно активно принимать участие в открытых дискуссиях и ток-шоу на актуальные темы, присутствовать и выступать на форумах и всероссийских фестивалях. Нам необходимо тесно сотрудничать с зарубежными союзами журналистов, присутствовать и в ОБСЕ, и на всех мировых форумах журналистов, активно участвовать и отстаивать нашу позицию на любых международных мероприятиях.

Нужно работать с союзами стран СНГ, в том числе, — с украинскими коллегами, настраивая друг друга на взаимное профессиональное уважение. 25 ноября состоялся XII съезд СЖР, который обязательно войдет в историю как объединительный.  Сенсацией стало заявление глав журналистских союзов Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана взять курс на объединение, работать сообща с СЖР. Таким образом, мы задекларировали преодоление многолетнего раскола в профессиональном сообществе.

— С какими основными вызовами сегодня, на ваш взгляд, столкнулась российская журналистика?

Даже с высоких трибун мы слышим сейчас заявления, что журналистика в России умерла, превратилась в пиар-функцию. Во всем мире журналист перестал быть единственным источником информации. Журналистская профессия теряется, размывается — легкостью публикации практически любой информации. Опровергать вбросы, бороться за правду становится все сложнее, а ведь эта ответственность остается за журналистами.

Журналистов у нас часто унижают, незаконно увольняют, избивают и даже убивают. Многие преступления так и остаются нераскрытыми. Унижают наших коллег владельцы СМИ — кабальными контрактами на три месяца, заявлениями, что журналисты теперь превратились в обслугу богатых и властных. Все эти факты нужно предавать гласности и совместно с этим бороться.

Я могу с гордостью утверждать — журналистика в России жива

Крайне тяжелая финансовая ситуация, особенно региональной прессы, радио и ТВ, во многом поменяла условия игры. Поскольку в провинции вся инфраструктура традиционно зависима от официальных властей, в большинстве случаев СМИ получают финансовую подпитку именно от них, много средств идет на личный пиар-губернаторов. Задача газет и каналов – не стать их рекламными подпевалами. Все это часто дает повод для разговоров о том — что журналистика в России — умерла, но, когда я вижу районки, где тираж 3 тыс. на 15 тыс. жителей района, как они выживают, как они держатся, трудятся, как они решают в своих районах проблемы, когда вижу и слышу радио и телепрограммы, которые в регионах часто интереснее и уверенней столичных, когда я вижу работу в горячих точках моих товарищей, таких как Евгений Поддубный, я могу с гордостью утверждать — журналистика в России жива.

— Ситуация с филиалом канала RT в США привела к введению ответных зеркальных мер в России и появлению поправок о СМИ-иноагентах. Что будет означать подписание закона для развития СМИ в России?

— Главный приоритет Союза журналистов России – это свобода печати. С принятием законопроекта Россия не меняет свое отношение к принципам свободы слова и информации.
Если бы не известные события в США, вряд ли Госдума рассматривала подобный законопроект. Он был разработан как ответная, зеркальная мера на действия США в отношении российских СМИ за рубежом.

Это новшество для отечественного правового пространства. Закон создан с целью точного воспроизведения действий американцев в отношении наших вещателей, все это прямые аналоги американских требований, адаптированные к порядку, принятому в нашем законодательстве. Законодатели дают в руки исполнительной власти все возможности для того, чтобы, не вводя никаких цензурных ограничений и не препятствуя работе иностранных журналистов, поставить американские пропагандистские ресурсы в равное положение с тем, в котором находятся российские СМИ в США.

Межу прочим, подобный подход был обозначен и раньше. В статье 55 закона РФ «О средствах массовой информации» сказано, что правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении корреспондентов СМИ тех государств, в которых имеются специальные ограничения для осуществления профессиональной деятельности журналистов СМИ, зарегистрированных в России.

— После покушения на журналистку Татьяну Фельгенгауэр возникла дискуссия о необходимости носить оружие для самообороны. Может ли в России вооруженный журналист стать нормальным явлением?

Давайте попытаемся представить себе ситуацию, если бы у Татьяны был пистолет. Вряд ли бы она его держала при себе непосредственно в студии, и, даже если бы он был при ней в момент нападения, смогла бы она пистолетом мгновенно и правильно воспользоваться?

Для такой обороны оружием нужно владеть на интуитивном уровне, этому надо специально учиться, а журналистам даже на войне по статусу нельзя иметь оружие. Журналиста должен защищать строгий закон. Среди законодательных инициатив, которые мы предлагаем обществу есть такая: нужно добиться распространения действия статьи 277 УК РФ «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» на журналистов, поскольку их труд заслуживает такого же признания и такой же охраны со стороны общества.

— Владимир Геннадиевич, как планируете повышать авторитет СЖР в журналистской среде? 

— Действительно, сейчас наше профессиональное объединение заметно отстает от хода времени. Сотрудники СМИ, особенно центральных, сейчас практически перестали воспринимать Союз журналистов России как свою «цеховую организацию», организацию, стоящую на страже их интересов. В Союз, увы, не стремятся вступать главные редакторы и журналисты ведущих федеральных СМИ. Есть идея — возродить понятие — «О действенности выступлений СМИ», возможно, мы будем добиваться законодательных решений по этому поводу.

Как журналист, прошедший множество горячих точек, поддерживаю инициативу моих братьев по перу и микрофону – нужно добиться того чтобы наши коллеги, постоянно работающие в зонах военных конфликтов, были законодательно приравнены к участникам боевых действий.

Нужно добиться того чтобы наши коллеги, постоянно работающие в зонах военных конфликтов, были законодательно приравнены к участникам боевых действий

Закон об обязательном страховании работодателями жизни и здоровья журналистов, работающих в горячих точках, надо распространить на наших коллег, пишущих расследовательские статьи, снимающих острые телепрограммы.
Средства на господдержку прессы — должны распределяться гласно с участием представителей журналистского сообщества и региональных организаций СЖР и не зависеть от произвола местных чиновников. Нужно повысить, возможно, при помощи крупных штрафов ответственность чиновников за немотивированные отказы в аккредитации и предоставлении запрашиваемой журналистами информацией.

Экономической гарантией независимости должен стать общественный фонд финансирования местных СМИ, не зависящий от конъюнктуры региональных и муниципальных властей. Ну и конечно – нам нужно добиться — наконец — принятия новой редакции закона о СМИ, который давно лежит в Госдуме. Сможем подтянуть на должный уровень законодательство, поднимется и престиж профессии.

Устав СЖР требовал модернизации по целому ряду пунктов – эти вопросы мы обсудили на Съезде и приняли поправки. Среди всего прочего — полностью поддерживаю пункт о том, что председатель Союза не может быть избран более, чем на два срока подряд, это предотвратит возможность застоя и станет фактором постоянного, регулярного обновления Союза — на конкурентной основе.

— Сейчас в СЖР идет процесс обновления управляющего состава. Как совместить опыт прежних лет с новыми тенденциями?

— Осенью 2016 года на съезде СЖР в состав Секретариата вошли 11 новых членов из числа известных в стране журналистов новой формации.
Новым составом была инициирована работа по финансовому оздоровлению организации, погашена задолженность СЖР перед контрагентами и налоговыми органами, отлажена текущая хозяйственная деятельность.

Формат проводимых мероприятий стал более современным, Союз стал активней включаться в текущую повестку, на базе Дома Союза журналистов перестали проводиться круглые столы сомнительной тематики, финансируемые зарубежными организациями и неправительственными фондами.

Логистику управления Союзом действительно нужно менять, делать более оперативной и современной; что касается кадровых изменений — не думаю что СЖР нужны резкие, кардинальные встряски. В этом плане все должно происходить разумно, спокойно и справедливо.

Уверен, почти весь основной состав секретарей и сотрудников аппарата останется на своих местах и будет продолжать работу. Возможно, состав сотрудников будет даже увеличен — под решение новых задач.

Беседовала Александра Урусова

Источник: Союз журналистов России

Запись опубликована в рубрике Авторитетно. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *