Президент Владимир Путин подписал указ «О стратегии развития информационного общества в России на 2017-2030 годы»

Более 80 миллионов человек в России являются пользователями Интернета. Их интересы в первую очередь и призвана защищать «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», которую подписал глава государства.

Это документ так называемого «верхнего уровня», то есть за ним последуют различные программы правительства, которые должны быть разработаны уже в этом году. Тем не менее в стратегии отражены многие вопросы, которые волнуют всех, кто пользуется Интернетом. Например, как идентифицировать плательщиков в Сети? У человека должна быть уверенность, что в новом информационном мире, когда он использует интернет-банкинг, его деньги дойдут по адресу, а он получит товар или услугу так, как в обычном магазине, расплачиваясь наличными, пояснил в беседе с «РГ» президент Фонда информационной демократии Илья Массух.

В предыдущей стратегии информационного общества, которая отменена указом президента, ничего не было про развитие онлайн-банкинга, так как она писалась в 2008 году, а тогда о Яндекс-деньгах мало кто слышал.

Предыдущая стратегия имела больше прикладной характер, речь шла об информационных технологиях (ИТ) в разных сферах и о развитии государственных услуг.

В новом документе отражены и те тенденции, которые существуют сейчас и есть задел до 2030 года. Так, про интернет-торговлю много говорилось, в частности, на одном из недавних госсоветов.

И в стратегии есть как раз пункт про то, что все товары, которые мы заказываем в интернет-магазинах, должны быть обязательно сертифицированы, а платежи за них проходить через платежные системы, которые зарегистрированы в России.

Новые правила для Интернета в России защитят наши жалобы и деньги

Также новая стратегия учитывает ситуацию в мире. И в ней прописана необходимость развития отечественных технологий в области цифровой экономики и ИТ-отрасли.

Уделено серьезное внимание электронной демократии. Даже затронута тема и жалоб граждан в электронном виде.

Сейчас уже идет разработка ресурса, который будет их аккумулировать.

Много уделено безопасности взаимодействия, добавил Массух, безопасности данных и непосредственно безопасности инфраструктуры, а также тому, какие нужно развивать технологии для устойчивости систем связи.

Значимым для дальнейшего регулирования информационного пространства является то, что впервые в законодательном акте дается определение «цифровой экономики», подчеркнул глава Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.

В документе, кстати, есть очень романтичный термин — туманные технологии. Что это? Туманные вычисления — это взаимодействия между смартфонами и датчиками. Они отличаются от уже привычных для нас облачных технологий (обработка данных серверами где-то в Интернете). Здесь нет участия больших вычислительных мощностей. Туманные технологии — это когда идет обработка на устройствах сбора информации, девайсах, которые носят граждане. А датчики, например, обмениваясь информацией о температуре воздуха, решают, включать отопление или нет. И это все работает вне больших центров обработки данных — «в тумане».

И здесь важно прописать вопросы безопасности, но учесть то, что экономика давно уже стала цифровой и ограничивать, запрещать — не самый лучший вариант. Сейчас уже идет разработка программы цифровой экономики. И это, можно сказать, подготовка к реализации стратегии, отметил Массух.

Программу развития цифровой экономики РФ до 2025 года разрабатывает минкомсвязь. В ней пока девять направлений, но их может быть и больше, говорил ранее глава минкомсвязи Николай Никифоров. Летом этого года она должна быть представлена президенту.

Среди направлений, в частности, система управления самой программой, «Повышение эффективности госуправления с помощью цифровизации», «Здравоохранение», «Образование», «Умный город», «Инфраструктура». Многие спорят, за счет каких средств ее будут реализовывать. Такой же вопрос возникает и по источниками финансирования стратегии.

По мнению советника президента Германа Клименко, главное разработать протокол исполнения. При этом надо учесть, что времени у нас мало. «Мы потратили на телемедицину и розничный экспорт 1,5 — 2 года. И это недопустимая история, если мы хотим куда-то ехать. Цифровая экономика инвестиционноемкая и самое главное сроки. Если мы будет принимать законы, постановления, решения об экспериментах с такой скоростью, как с телемедиционой, то мы отстанем. Здесь нужно штурмовать пятилетку за три года», считает он. Возможно, стратегию будут реализовать в рамках проектов, добавил он.

Про медиаграмотность, насыщенность мира вокруг нас информацией тоже есть в документе. Как будет выглядеть информационный мир, куда пойдут СМИ?

Сегодня любой универмаг практически стал медиа. У него есть сайт, там выдают новости о колбасе, как купить, как доставить. Мы все переместились в коммуникационную сферу. Можно сказать, что мы живем в обществе информационного «обжорства», считает председатель Общественного совета при Минкомсвязи России Андрей Быстрицкий. Количество СМИ, источников информации очень много. Это и есть информационное общество. Конечно, возникает вопрос: какая может быть навигация в этой среде, когда миллион сайтов, в каждой соцсети десятки тысяч страниц.

«Мы живем в очень сложно-пересеченном коммуникационно-информационном обществе, — говорит Быстрицкий, — Мы считаем, что все знаем. Но на самом деле, оказывается, мы очень ограниченны, мы знаем немного и нуждаемся в дальнейшем развитии нашего знания». Вот такой вызов дня. И не регулировать эту сферу нельзя, предупреждает эксперт. Парадоксально, замечает он, чем больше источников информации, тем больше появляется диффузии в обществе. Выясняется, что у каждого своя информация, люди читают тех, кто им симпатичен. И появляются замкнутые сообщества, которые питаются небольшими порциями информации.

Чем больше источников информации, тем больше разобщаются люди

На выборах в США, приводит пример Андрей Быстрицкий, были информационные сообщества, которые хотели слышать только положительное про Дональда Трампа). То есть человек читает только то, что ему нравится, и для него не важно — правда это или фейк. Фальшновостей стало очень много и не понятно, как их отличать от настоящих.

Должны появиться общие медиа, которые станут источниками общей платформы знаний. И многие уже говорят о журналистском ренессансе в этой связи. Профессиональные общественные СМИ будут выступать агрегаторами информации из соцсетей, блогов, мессенджеров, и перерабатывать их в разных формах, выдавать в виде продукции, которая будет потребляться существенной частью общества, прогнозирует эксперт. И тогда иерархия потребления новостей должна восстановиться. В противном случае общество распадется, прогнозирует он.

И одна из задач стратегии — не допустить этого.

Инфографика: Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Елена Березина

Инфографика: Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Антон Переплетчиков / Елена Березина

Татьяна Шадрина

Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции

Запись опубликована в рубрике Актуально. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *