У россиян нет доступа к качественной, проверенной новостной информации — Иван Засурский

29 июня с.г. в московском «Президент-Отеле» Ассоциация распространителей печатной продукции провела конференцию «Интернет и пресса: состояние и тенденции конвергенции цифровых технологий и печатных СМИ».

На мероприятии выступил Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, директор Ассоциации интернет-издателей, руководитель онлайн-издания «Частный Корреспондент». PlanetaSMI.RU публикует тезисы его выступления.

***

Иван Засурский:

— К сожалению, сейчас я занимаюсь другим (не печатным) бизнесом — я издаю онлайн-издания. Но я связан с бумагой, поэтому для меня вопрос перехода из оффлайн в онлайн очень интересен. И у меня есть идеи, которыми я хотел бы поделиться.

С моей точки зрения не правильно видеть в текущей ситуации коллапс. Мне кажется, мы находимся на очередном этапе технологической модернизации индустрии, которая неизбежно приведет за собой новый рост.

Мне очевидно, что газеты не умрут. Но в том виде, в котором они есть сейчас, они как бизнес сильно пострадают.

Есть несколько вызовов нашего времени, на которые нужно найти ответ. И первый из них — баланс сил на рынке сильно изменился. А медиа все последние 200 лет жили по одной и той же формуле. Вот скажите: почему в «Трех мушкетерах» Александра Дюма у каждой главы такие длинные заголовки? И почему там у каждой главы стоит лид? Да потому что Дюма издавал газету. Смысл того что он писал свои бесконечные истории очень прост: в то время продать газету можно было только так. И только так издатель мог заработать себе на жизнь. А у Дюма была большая семья, о которой он заботился, и целый дом бывших любовниц, которых он не решался выгнать. Он всех их финансировал благодаря тому, что каждый день люди приходили и покупали новую главу. Поэтому Дюма и написал так много книг.

О. Генри, Марк Твен… Почему они как сумасшедшие писали маленькие рассказы? Да потому что 200 лет назад основным способом продажи периодического издания была художественная литература.

Сегодня мы находимся в новой фазе: теперь газеты нужно продавать как-то иначе. В нашей стране есть колоссальный дефицит информации, качественной журналистики и давно назрела реформа системы дистрибуции.

С моей точки зрения в XXI веке возить материю с места на место — безумие. Зачем грузовики? Почему нельзя печатать (издания) там, где они продаются? В киосках не должно быть склада; там должен стоять принтер, хороший и быстрый. Если взять его в лизинг, он сам себя окупит. Если мы хотим, чтобы люди в нашем веке потребляли прессу, мы должны дать им максимальный выбор в каждой точке продаж. К сожалению, стандартными методами (доставкой тиражей транспортом) это решить уже невозможно. Новая экономика не принимает такой объем издержек, который был нормальным для индустрии раньше. Мало того что тиражи сначала нужно куда-то отвезти, так потом еще непроданные копии нужно возвращать. Такой бизнес не может быть рентабельным, потому что он неэффективен и основан на затратах, которые можно и нужно избегать.

Издатели и распространители столкнулись с новым вызовом времени: как использовать новые технологии, чтобы продавать тоже самое? Это и есть основной вызов, который стоит перед периодической печатью.

В Америке сегодня действует другая модель: там выходят в основном региональные газеты, потому что первыми издателями в этой стране были работники почты. Такие люди, как например Бенджамин Франклин, не знали как себя монетизировать. Они просто бесконечно издавали, но потом, когда выяснили, что книжки идут плохо, в силу своей компетенции придумали издавать газеты.

Там же в Америке появились синдикаты, когда один журналист пишет одновременно для 2 тыс. газет, каждая из которых платит ему незначительную сумму. Сколько в России таких синдикатов?… Ответ очевиден. В Америке проблема качественной журналистики тоже есть, но она решается: в каждой газете, в каком бы городе она не издавалась, вы найдете высокого качества журналистику. Там под каждой третьей статьей будет написано Chicago Tribune, New York Times или Washington Post. Каждая из газет, конечно же, заплатила синдикату по 100 долларов за право перепечатки. И это работает. Кто-нибудь в России сделал подобную систему? Кто-нибудь предложил региональным издателям очень дешевый и качественный синдицированный контент, чтобы региональная аудитория получила качественное чтение? Я подобных примеров не знаю. Поэтому я с удовольствием канибализирую пространство: мое издание «Частный корреспондент» издается по лицензии Creative Commons. У меня 40 тыс. статей, за многие из которых я заплатил по несколько сот долларов; пожалуйста, берите их бесплатно, печатайте и просто ссылайтесь на меня. Для меня, как для онлайн-издателя, оптимальная маркетинговая стратегия — это подарить вам все, что у меня есть. А если вы не поставите ссылку, то я получу от 3 до 5 млн руб. за каждый раз когда вы ошиблись. Такие ошибки делать нельзя; мы уже совсем скоро увидим в прессе новый бизнес — бесконечные суды за права.

Я болею душой за печатную прессу, за издателей и распространителей. В нашей стране произошла ужасная вещь: все последние 25 лет мы разрушали свое информационное пространство и потеряли большую часть национальной аудитории. Люди не имеют доступа к качественной, проверенной новостной информации. Эта проблема масштаба страны.

А решение может быть таким: можно договориться с «Почтой России» и поставить принтеры в каждом ее офисе. Это дает надежду на монетизацию. Почему распространители должны что-то куда-то везти? Почему они должны «кормить» грузовики, которые загрязняют воздух? Прессу можно просто печатать на почте. Мы в Ассоциации интернет-издателей реализуем много различных проектов, и готовы объявить конкурс на разработку подобного максимально дешевого принтера. Издательский бизнес нужно придумывать заново.

Я в «Частном корреспонденте», который издаю полностью за свои деньги, менял формулу (работы) пять раз. Мое издание стоило в месяц порядка $160 тыс. Я сократил стоимость более чем в десять раз за пять лет. Я даже не буду говорить, во сколько я укладываюсь сейчас, но газета от этого стала только лучше. И только поэтому я выжил.

Рекламы «Частном корреспонденте» нет. Я продаю спецпроекты: страница в месяц — 500 тыс. руб. И нормально. Если я продал восемь-десять спецпроектов в год, бизнес может сам себя «тащить». Если издержки тянут вниз, нужно что-то придумывать.

В чем мой оптимизм? С моей точки зрения мы находится в начале нового витка (развития). Я считаю, что (для этого) есть несколько благоприятных макроэкономических факторов. Когда рубль стоит дешевле индийской рупии, это значит, что у нас экономика будет активно развиваться в ближайшие лет пять. Юго-Восточная Азия купит все, что у нас есть. Чем отличаются рынки тех стран, к которым Россия сегодня присоединятся? Тем, что это рынки где дешевый товар продается огромными тиражами. Они умудрились упаковать свои издержки таким образом, что продавая газету по 10 рублей, зарабатывают 5. Как им это удается — я не знаю.

Благодаря новым технологиям, в каждом бизнесе сегодня появляются новые возможности. Люди платят за бумагу не потому, что они не могут получить доступ к информации, а потому что с бумаги им приятно читать. Она не так сильно портит зрение, а распечатка, сделанная централизованно, гораздо дешевле, чем печати на принтере.

Я в (медиа)бизнесе пока что могу выживать, потому что полностью переделал свои отношения с партнерами. У меня независимый бизнес, я полностью его контролирую, но вместо рекламы я «иду на панель» и продаю себя по часам. Я сам выбираю клиентов для промо; у меня интеллектуальное издание с уникальной аудиторией — сотнями тысяч человек, которые читают длинные тексты. Я это и продаю. Мой бизнес — это спецпроекты, никакой рекламы у меня никогда не будет, и я режу все расходы, которые мне мешают, никому не платя лишней копейки.

Впереди нас ожидает эпоха, когда (медиа)сектор будет испытывать взрывной рост. Но прежде чем мы перейдем к фазе роста, мы должны убрать все лишнее. Сейчас сгорают все издержки, все лишнее в бизнесе, все упертые люди, желающие жить по-старому. Может быть, они же, но с новым видением и новыми технологиями, через какое-то время вернутся и смогут хорошо зарабатывать. У нас всегда будет дешевая бумага, и всегда будут люди, которым нравится ее покупать. Обратите внимание на самое массовое в России издание — «ЗОЖ». На рынке есть целый сектор, который мы считаем ниже своего достоинства, а люди на нем реально зарабатывают.

Источник: АРПП Ассоциация распространителей печатной продукции

Запись опубликована в рубрике Пресс-кафе с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *