Подписка за прошедший год упала на 5,4%. Что дальше?

1 июня 2016 года состоялось заседание Комитета АРПП по проблемам подписки на газеты и журналы. На повестку дня было вынесено уточнение итогов подписной кампании на первое полугодие 2016 года и обсуждение хода текущей подписной кампании на второе полугодие 2016 года.

 

Кроме того, участники заседания высказали свое мнение по поводу поручения Президента РФ по поддержке подписки на газеты и журналы и внесенного в Государственную Думу законопроекта «О внесении изменений в Закон «О почтовой связи». Вел заседание В.И.Кокорев, первый заместитель генерального директора ОАО Агентство «Роспечать».

Руководитель департамента подписки ФГУП «Почта России» М.А.Казаков отметил, что по итогам подписной кампании на 1 полугодие 2016 года подписные тиражи выросли на 4,2% по сравнению с предыдущей кампанией (2 полугодием 2015). Если сравнивать с итогами подписной кампании на 1 полугодие 2015 года, то произошло незначительное снижение — на 5,4%.  При этом М.А.Казаков отметил успешность декады подписки, организованной «Почтой России» с 12 по 22 мая 2016 года. Во время этой декады было собрано на 7% больше тиражей, чем во время майской декады подписки 2015 года.

Председатель Правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) А.В.Оськин обратил внимание участников заседания на непростую ситуацию, сложившуюся на рынке подписки. Рынку так и не удалось компенсировать потери, связанные с отменой государственных субсидий, выделявшихся «Почте России» для сдерживания роста почтовых тарифов, приведшей к существенному росту подписных цен.

Отвечая ему, М.А.Казаков заметил, что «Почта России» по-прежнему выступает за необходимость разработки методов адресной государственной поддержки самих издателей.

Руководитель Комитета АРПП по проблемам подписки на газеты и журналы, первый заместитель генерального директора ОАО «Роспечать» В.И.Кокорев рассказал об истории формирования методики оплаты почтовой доставки подписных изданий. По его словам, изначально различные этапы и условия доставки подробно указывались в договоре подписных агентств с почтовым оператором. Но несколько лет назад ситуация изменилась, что вносит неизбежную путаницу в отношения издателей и распространителей.

Президент Союза издателей «НАИ», генеральный директор ИД «Мир новостей» А.В.Авдонин подчеркнул необходимость создания новых методов продвижения подписки на газеты и журналы. Важнейшим условием эффективности этой работы он назвал успешность взаимодействия с детской и молодежной аудиторией. Элементы такого взаимодействия могут быть использованы при организации различных почтовых акций продвижения. В том числе – акции благотворительной подписки «Дерево добра». А.В.Авдонин предложил для развития подписки активно работать со школами. В частности, НАИ предполагает проработать с Министерством образования РФ проект организации в школах уроков подписки.

Генеральный директор ООО «Межрегиональное агентство подписки» (МАП) А.Н.Петренко отметил, что одной из причин взаимного непонимания между региональными издателями и почтовым оператором является разная трактовка ими понятия «внутриобластная доставка». Стороны оспаривают вопрос об оплате доставки от регионального центра до газетно-журнального узла.

Присутствовавшие на заседании комитета представители издательских домов и подписных агентств высказали опасение в связи с возможной монополизацией ФГУП «Почта России» рынка подписки. Эта угроза может стать вполне реальной в случае принятия внесенного в мае 2016 года депутатами Л.Л.Левиным и О.В.Тимофеевой законопроекта «О внесении изменений в Закон «О почтовой связи». Эти депутаты предложили сделать подписку услугой связи, для оказания которой потребуется специальное лицензирование.

По словам генерального директора МАП А.Н. Петренко, превращение подписки в услугу связи создаст нерешаемые в рамках существующей технологии подписки проблемы. Например, издатель должен будет заранее знать имя и адрес каждого подписчика, что невозможно в рамках «карточной» системы доставки. Кроме того, новый статус подписки затруднит предоставление скидок подписчикам и создаст проблему с переходом права собственности на печатную продукцию от издателя к распространителю, широко практикуемую сегодня на рынке.

Директор по распространения ЗАО «Комсомольская правда» Е.Г.Федорович выступила с предложением организовать публичное обсуждение структуры почтового тарифа на прием, обработку и доставку подписки. Необходимо ясное понимание себестоимости почтовых услуг, чтобы отмена отдельной оплаты издателями внутриобластной доставки не привела к существенному увеличению почтовых тарифов.

Генеральный директор ОАО «Агентство по распространению зарубежных изданий» (АРЗИ) В.И.Лупенко предложил вернуться к практике бесплатной доставки в регионы каталогов подписных агентств. По словам В.И.Кокорева, бесплатная доставка каталогов предусматривалась рядом нормативных документов, связанных с подпиской.

Председатель Координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы В.В.Керов познакомил участников совещания с планами Альянса по развитию подписных услуг. Среди них — создание рабочей группы Альянса для разработки проекта «Государственного подписного сертификата для молодежи». Проект предусматривает организацию бесплатной подписки на 1 издание на 1 год для студентов от 17 до 21 года из утвержденного списка общественно-политических газет федерального значения. Кроме того, Альянс планирует разработку мер по улучшению качества приема, обработки и доставки подписки. В том числе — сокращение срока рассмотрения претензий от подписчиков до двух недель и установление официальных контрольных сроков доставки различных типов подписных изданий. В.В.Керов анонсировал также пилотный проект «Лицо подписки», направленный на привлечение к продвижению подписных услуг известных публичных персон: артистов, политиков, издателей, журналистов, спортсменов и иных известных людей. По мнению членов Альянса, их участие в подписных кампаниях могут повлиять на рост подписных тиражей.

В состоявшемся на заседании Комитета АРПП обмене мнениями приняли активное участие генеральный директор ООО «Агентство «Книга-сервис» С.Н.Маленков, генеральный директор ЗАО «Коммерсант-Пресс» А.Э.Хакимов, заместитель исполнительного директора, руководитель службы распространения ЗАО «Собеседник» А.А.Клиновой, генеральный директор ООО «ТДС» С.В.Алексеенко и заместитель директора отдела подписки и распространения газеты «Ведомости» А.Е.Малеш.

Состоявшееся 1 июня заседание Комитета АРПП по проблемам подписки на газеты и журналы стало важным шагом на пути к выработке единой стратегии действий для ликвидации кризисных явлений на рынке подписки. Высказанные в рамках заседания предложения лягут в основу дальнейшей работы АРПП.

26824608263_7dea070d2a_c

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26824608113_c273d754a4_c

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: АРПП Ассоциация распространителей печатной продукции

Запись опубликована в рубрике Актуально с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *