Журналист среди чужих

На журналистском жаргоне фиксером называют человека, который помогает приезжим журналистам или документалистам наладить контакты с местными жителями. Рост популярности фиксеров уже можно назвать мировой тенденцией.

В последние годы даже самые крупные и влиятельные СМИ сокращают штат сотрудников, отказываются от иностранных представительств и лишь иногда посылают своих корреспондентов за границу — например, в зону военных конфликтов.

Репортёр, оказавшийся в такой ситуации, может просто не успеть за короткий срок установить хорошие отношения с местными действующими лицами и учесть все нюансы сложившейся ситуации. В самом худшем случае самостоятельное перемещение по незнакомой стране и попытки установить контакты могут даже представлять смертельную опасность для журналиста.

Обычно клиентами фиксеров становятся корреспонденты из стран с развитой экономикой, а сами фиксеры —  жители развивающихся стран. Противоположное распределение ролей встречается намного реже, возможно, потому, что информация и контакты нужных людей из развитых стран Запада легко найти в Интернете, а значительная часть населения владеет английским языком. К тому же репортеры из более богатых стран обладают финансовыми возможностями, позволяющими им нанять местного помощника, в отличие от журналистов из более бедных регионов.

Старое явление – новый тренд

Многие редакции, отсылающие своих репортеров за границу, сегодня уже не могут обойтись без локальных помощников, поэтому профессия фиксера будет набирать обороты. На интернет-форумах – таких, как форум неконвенциональных путешественников «Lightstalkers» или в закрытой группе Facebook для журналистов в Украине «Foreign Journalists in Ukraine Safety & Logistical Support Group» обсуждаются контакты надёжных фиксеров и общие вопросы безопасности, а также цены на услуги помощников. Норвежская медиа-НПО «International Reporter» даже предоставляет соответствующую базу данных.

Наряду с комьюнити в социальных сетях и форумах появляются специальные агентства и профессиональные онлайн-платформы, являющиеся посредниками между журналистами и фиксерами. В качестве примеров можно привести международный сайт Worldfixer.com, украинскую команду «Fixer Ukraine» и афганское агентство «Kabul-Pressistan».

Несмотря на то, что из-за кризиса и сокращения штатов редакций СМИ услуги фиксеров стали особенно популярными именно в последние годы, само по себе это явление далеко не новое.

Уже в военных репортажах из Вьетнама знаменитая итальянская журналистка Ориана Фаллачи упоминает местных переводчиков и водителей. Британский фильм Ролланда Жоффе «Поля смерти» о событиях в Камбодже в 1975 году тематизирует отношения американского журналиста и его локального помощника. А документальный фильм режиссёра Йена Олдза «Фиксер: Захват Аймала Накшбанди», вышедший в 2009 году, рассказывает о похищении Талибаном итальянского журналиста Даниэле Мастроджакомо и его переводчика Аймала, которому суждено было погибнуть.

Мальтийско-американский рисующий журналист и родоначальник графического репортажа Джо Сакко сделал фиксера действующим лицом своего одноимённого сборника. Главный герой живёт в Сараево в 2001 году. С уходом клиентов он теряет работу и уважение окружающих.

Если поп-культура уже начала обращать внимание на такое явление, как фиксеры, то в академической среде его пока еще не заметили – за редким исключением: выпуск журнала «Journalism» за февраль 2007 года содержит статью профессоров Джерри Палмера и Виктории Фонтан, в которой анализируется роль фиксеров во второй войне между США и Ираком, а в 2012 году были опубликованы результаты исследования Коллин Моррелл о влиянии фиксеров на новостные сообщения из Ирака.

От водителя до «пишущего заместителя»

В минимальный набор обязанностей фиксера сегодня входит обеспечение клиентов транспортом, жильём и провизией, а также поиск контактов. Кроме того, фиксер может исполнять роль переводчика и предоставлять услуги проводника по сложной местности. Однако если иностранец плохо разбирается в реалиях той страны, в которую он приехал, то случается, что фиксеру приходится  выполнять часть непосредственной репортёрской работы —  вплоть до придумывания темы репортажа.

Бывает и так, что передвижение журналистов по стране сильно затруднено из-за большого количества опасностей — например, во время Иракской войны. В такой ситуации многие фиксеры, даже не обладающие соответствующим образованием, поневоле сами становятся  журналистами: пока работодатель пережидает опасность в комнате отеля, фиксер делает фотографии и берёт интервью, а затем приносит заказчику в гостиничный номер результат своей работы. Там текст дописывается и отправляется в редакцию.

Услуги фиксера в Гималаях, Сирии или Румынии могут включать в себя очень разный набор услуг, а также отличаться по стоимости. Чаще всего фиксерами работают местные журналисты и гиды — люди, чья основная профессия и образование предполагают наличие обширных связей и доступ к местным источникам информации. Цены, в зависимости от региона и квалификации фиксера колеблются от несколько десятков евро или долларов, до нескольких сотен в день. Во время опроса для этой статьи фиксеры из разных стран Европы чаще всего назывались цены в 100-200 евро в день.

Многие журналисты с удовольствием пользуются услугами фиксеров, однако нередко можно услышать и несколько пренебрежительные отзывы о репортажах, полученных с их помощью. Например, нидерландский корреспондент и социолог Йорис Лауендайк в своем интервью немецкой газете «Tageszeitung», опубликованном в 2008 году, назвал фиксерство признаком «парашютной журналистики». Он говорит: «Фиксер — это человек, который в Газе организует вам вдову, потерявшую мужа при налёте израильской авиации. У такого фиксера всегда есть наготове список контактов, из которых журналист может выбрать нужного человека».

Приземлился — пиши!

Словосочетание «парашютная журналистика» — это устойчивое выражение, пришедшее из английского языка (в оригинале — “parachute journalism”), и обозначает практику «заброса» журналиста в новую для него среду без предоставления предварительных данных или с минимальными знаниями о контексте ситуации – конечно, с требованием «выдать» редакции хороший репортаж. У «парашютной журналистики» есть свои преимущества – например, свежий взгляд, благодаря которому репортёр как посторонний человек может увидеть ситуацию с неожиданной стороны. Однако критики этого приёма считают, что недостаток глубоких знаний и жесткие временные рамки часто приводят к неточностям в репортажах и к лишь поверхностно раскрытым темам.

Часто «приземлившиеся» журналисты, не имея контактов и не ориентируясь в ситуации, берут информацию у не стоящих доверия источников, заангажированных лиц или у представителей власти, целенаправленно транслирующих пропагандистские лозунги вместо предоставления правдивой (или хотя бы нейтральной) информации.

От «парашютной журналистики» не застрахованы даже самые известные СМИ. Например, крупные телеканалы любят отправлять в такие “парашютные” расследования различных знаменитостей. Так, на телеканале CNN известный кулинар и журналист Энтони Бурден ведёт цикл передач о современной еде в разных странах мира. Каждый выпуск снят по одному и тому же сценарию: Бурден в новом городе, местные фиксеры показывают ему самые интересные, на их взгляд, рестораны, рынки и даже кормят домашней едой, где на кухне колдует мать семейства или «тётя Роза». Передача пользуется большой популярностью, однако некоторые моменты заставляют задуматься о том, насколько рассказанное — чистая монета: не водят ли фиксеры американскую знаменитость в рестораны своих приятелей, чтобы их “по блату” показали на телевидении?

Так, в выпуске передачи «Неизвестные места», посвященном Сицилии, Энтони Бурден не стал скрывать от зрителей, что фиксеры пытались его обмануть. Его вывезли в те места, в которых, вероятно, из-за постоянного большого наплыва туристов практически не осталось рыбы, опустили под воду и оставили “охотиться”, выкидывая сверху из лодки практически в руки уже оглушённую рыбу и мёртвых осьминогов. То, что журналист заметил подмену и смог сделать этот случай частью программы, представив как особо колоритный случай, конечно, свидетельствует о его высоком профессионализме.

Немецкий журналист Марк Тёрнер в интервью «Neue Zürcher Zeitung» рассказывает об аналогичных случаях: «Бывали ситуации, когда, например, таджикские фиксеры или переводчики переводили слова пуштунского собеседника, изменяя их смысл в пользу своих политических взглядов».

Однако не всегда репортёры способны заметить ангажированность фиксеров или тех людей, на которых вывел фиксер. И если журналист совершает ошибки, освещая более сложные, чем путешествия и кулинария, темы, то это может стоить репутации как самому репортеру, так и тому медиа, сотрудником которого он является, а в особо серьезных случаях – ощутимо навредить обществу в целом.

Высокий риск

В некоторых регионах работа фиксера является очень опасной. Враждующие стороны в военных конфликтах могут воспринимать их как шпионов или представителей другой воюющей стороны. Шантаж, похищения и убийства фиксеров могут использоваться как метод запугивания иностранных журналистов и способ заставить их покинуть страну. Фиксеры часто становятся объектом внимания спецслужб, ведь для того, чтобы выполнить задание работодателя, они часто вынуждены искать контакты с криминальными «авторитетами», предводителями незаконных вооруженных формирований и террористами, либо с оппозиционными лидерами и людьми, имеющими проблемы во взаимоотношениях с властями страны. Такая деятельность ставит работу фиксера под подозрение.

В мировом журналистском сообществе уже несколько лет обсуждается вопрос тяжёлых условий работы фиксеров и моральная ответственность редакции перед семьёй фиксера в случае его смерти. На сегодняшний день уже нередки случаи, когда, например, редакции немецких изданий пытаются помочь своим бывшим фиксерам из опасных регионов получить политическое убежище в Германии в случае, если те решают бежать из страны.

Жанна КРЁМЕР (Ямайкина)

Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции

Запись опубликована в рубрике Пресс-кафе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *