Телевидение поборется за студенческую аудиторию

Сегодня лидирующее телесмотрение у молодежи – развлекательные каналы

40-8-3На заседании экспертного совета Комитета Государственной думы по образованию объяснили, зачем нужно создание вузовского телевидения. Первым шагом на пути к нему стало создание Международной ассоциации студенческого телевидения.

Свои медиацентры есть сегодня во многих вузах, говорилось на заседании, и речь идет о том, чтобы свести их воедино, в единое вузовское телевидение. Как объяснил цель этого мероприятия депутат Госдумы РФ Олег Смолин, все делается для того, чтобы студенты сами создавали программы, а жители страны смогли бы получить информацию о жизни молодежи, что называется, из первых уст. В будущем планируется, сообщили на собрании, создать на одном из федеральных каналов программу «Студенческий час» – по аналогии с «Парламентским часом».

Учредителями уже созданной Международной ассоциации студенческого телевидения стали Совет ректоров Москвы и Московской области, Российская академия образования (РАО) и телеканал «Просвещение». Согласно принятому на заседании ассоциации решению, базироваться основная студия, коммутационный центр и дата-центр будут в МГУ имени М.В. Ломоносова и в Высшей школе экономики (НИУ). Данное объединение призвано помочь делу создания своего ТВ чисто методологически.

Зачем нужно создание общего вузовского телевидения? Судя по выступлениям на заседании, собравшихся не устраивает, что в основном наше телевидение служит делу развлечения, а не просвещения. Из представленных на заседании докладов стало ясно, что собравшиеся не ждут от имеющегося у нас сегодня телевидения каких-либо сдвигов в этом направлении, потому что «на телеканалах правит рейтинг».

Дмитрий Шелухин, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики (НИУ), рассказал, что 8 из 10 медиаменеджеров нашей страны не имеют профессионального образования. Эта тенденция была заложена еще в 90-е годы. «Но на самом деле, – считает Шелухин, – это наследие еще советских времен, когда на ТВ не было профессионалов-телевизионщиков, приходили инженеры, филфаковцы. И если реально посмотреть, то изменений никаких не происходит».

Непрофессионализм работающих в СМИ беспокоит и Людмилу Адилову, профессора Российского государственного гуманитарного университета. По ее данным, процент «неспециалистов» в газетах достигает 40%. А ведь управление восприятием, технология формирования образов, технология управления восприятием требуют профессиональной подготовленности. «Во всех странах, где существует и государственное, и общественное телевидение, – отметила профессор Адилова, – есть экспертные советы, научно-исследовательские институты, которые изучают контент (чем наполняется телевидение), и как эти образы доходят до целевой аудитории, и каков процент восприятия этих образов». У нас же, по мнению Адиловой, происходит «разгерметизация нашей культуры, разкультуривание нашего населения».

«Любой студент знает, что телевидение должно выполнять ряд функций: образовательную, воспитательную, просветительскую. Но сегодня управление развлечениями заполонило все наши ТВ-каналы», – отметила профессор из РГГУ. При этом непонятно, кто измеряет рейтинг? Что формируют телепередачи и какие ценности они закладывают? В качестве примера профессор привела передачи, которые демонстрируют в основном все виды девиации, социальные отклонения и т.д. «Иностранные студенты, посмотрев все это, боятся к нам ехать, потому что считают нашу страну небезопасной для проживания, – заметила Адилова. – Но более важно то, что сегодня нет инструмента, который позволил бы определить степень влияния этого контента на зрителя».

Мария Аникина, доцент кафедры социологии и массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ, напомнила аудитории, что молодежь вообще-то телевизор мало привлекает. В лидерах у нее Интернет – источники и социальные сети. Анализ трех регионов (Москва, Углич и Якутск) показал, что лидирующее телепотребление и телесмотрение у молодежи – это развлекательные каналы. По мнению социолога, даже люди, обучающиеся в магистратуре, почти не усваивают какие-то теоретические высоты, потому что они не читают газет, у них нет телевизора и они не знают истории отечественной журналистики.

Таким образом, на создаваемое международное объединение возлагаются особые задачи. «Оно поможет, – говорилось на совещании, – транслировать определенные ценности в молодежную среду других государств, показывать нашу открытость, показывать, что действительно  происходит в нашей стране, рассказывать о нашей культуре, о традициях и о нашей науке. И выход именно на международный уровень даст очень хороший импульс для развития молодежных медиа внутри страны».

Наталья Савицкая
Обозреватель «Независимой газеты»

Источник: www.ng.ru

Запись опубликована в рубрике Актуально с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *