Интернет — драйвер современного развития

Елена Орлова, Доцент РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук, доктор права Испании

Недавно в издательстве МГИМО (У) МИД России в рамках серии «Книги и брошюры Института международных исследований» вышла в свет монография заведующей кафедрой международного частного права Дипломатической академии МИД России профессора М.Б.Касеновой «Теория и практика правового регулирования трансграничного функционирования и использования интернета»* (*Касенова М.Б. Теория и практика правового регулирования трансграничного функционирования и использования интернета. М.: ИМИ МГИМО (У) МИД России, 2015. 429 с.). Рецензируемая монография посвящена исследованию проблематики, актуальность которой представляется вполне очевидной в наши дни. Выступая на первом российском форуме «Интернет-экономика», прошедшем в Москве 21-22 декабря 2015 года, Президент России В.В.Путин заявил: «За последние годы интернет прочно вошел в повседневную деловую жизнь страны. Более того, практически во всем мире стал самостоятельной отраслью. Нужно задействовать… интернет как драйвер для развития модернизации страны… для повышения качества жизни людей, формирования новой технологической основы отечественной экономики, и, конечно, в социальных отраслях, и в образовании, и в здравоохранении»1. По словам президента, сегодня российская аудитория интернета — крупнейшая в Европе, она превышает 80 млн. пользователей, из них 62 млн. человек выходят в онлайн ежедневно.

Интернет является в наши дни центральным звеном информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а ведущие государства мира относят его к числу объектов своей критической инфраструктуры. Различные аспекты проблематики интернета регулярно обсуждаются на разного рода международных форумах, в том числе и глобального формата. Среди важнейших из них, состоявшихся в течение 2015 года, выделим Всемирную встречу на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, Швейцария), заседание высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, США)2, где были подведены итоги реализации решений двух этапов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества («ВВУИО+10»), а также вторую Всемирную конференцию по управлению интернетом (Учжен, Китай).

В отечественной и зарубежной правовых доктринах предметом анализа являются различные аспекты использования интернета, что отражает многогранность динамики его развития и расширение социальных сфер его применения. При этом если в работах зарубежных ученых технологическая инфраструктура интернета изначально являлась объектом доктринального анализа, то в российской правовой доктрине проблематика влияния глобальной технологической инфраструктуры интернета, особенности трансграничного функционирования и использования ее базовых компонентов на правовое регулирование трансграничного использования интернета оказались де-факто вне поля зрения правоведов. Несмотря на то что в последние годы стали появляться статьи российских ученых, в которых технологические аспекты интернета стали предметом исследования3, в отечественной правовой доктрине нет комплексных научных монографических исследований, посвященных правовому регулированию трансграничного функционирования и использования технологической инфраструктуры интернета, и в этом плане рецензируемая работа представляет несомненный интерес.

Исходным для автора является основной концептуальный тезис о том, что интернет как технологическое изобретение, технический ресурс, не является «неким единым, целостным объектом правового регулирования». Автор отмечает, что целостность трансграничного функционирования и использования интернета, доступ к интернету неограниченного числа пользователей из любой точки мира обеспечиваются базовыми компонентами технологической инфраструктуры интернета, к числу которых автор относит уникальные идентификаторы номеров и адресов интернета (систему сетевой адресации, связанную с ней систему доменных имен), корневые серверы системы доменных имен. Последовательно исследуя содержательные характеристики и особенности трансграничного функционирования технологической инфраструктуры интернета и сложившийся правовой режим использования названных базовых компонентов, автор приходит к нескольким важным выводам.

Первый. Технологическая инфраструктура интернета носит объективный, глобальный характер и обладает много-уровневой организационной структурой. Возникновение интернета, как известно, относится к 60-м годам прошлого века, когда в условиях глобального военного противостояния правительство США для целей управления своими стратегическими ядерными силами инициировало научно-исследовательский оборонный проект создания такой технологической системы, которая была бы способна сохранять функциональность и устойчивость при нанесении ядерного удара и уничтожении компонентов такой системы. Автор считает, что «именно это обстоятельство определило фундаментальные основы и принципы технологического проектирования инфраструктуры интернета, которая изначально зиждилась на децентрализованной «сетевой» модели, «самоуправлении», не предполагающей идентификации лиц, получающих и передающих информацию, включая определение статуса таких лиц». В работе отмечается, что «превращение интернета, первоначально предназначенного для военных целей, в глобальную сеть трансграничного информационно-коммуникационного обмена в конце 1980-х — начале 1990-х годов, не повлияло на изменение его технологической инфраструктуры». Кроме того, «за более чем 45-летний период существования интернета его технологическая инфраструктура фактически остается неизменной и лишь незначительно модифицируется для удобства использования интернета интенсивно расширяющимся числом пользователей».

Второй. В работе выдвинут тезис, что объективный, многоуровневый характер трансграничного функционирования и использования базовых компонентов технологической инфраструктуры интернета подлежит учету при правовом регулировании отношений в сфере использования интернета. При этом обозначенные содержательные характеристики технологической инфраструктуры интернета оказывают влияние на формирование правового регулирования использования интернета как на национально-правовом, так и международно-правовом уровнях. По мнению автора, это обусловлено тем, что, с одной стороны, функционирование базовых компонентов многоуровневой технологической инфраструктуры интернета подпадает под юрисдикцию конкретных государств, которые закрепляют правовой режим объектов инфраструктуры интернета и определяют порядок их использования. С другой стороны, адекватное правовое регулирование использования интернета, в силу трансграничного функционирования его технологической инфраструктуры, невозможно без согласования публичных (международно-правовых) интересов государств, и иной подход может, по оценке автора, привести к «фрагментации» интернета и разрушить целостность и единство его функционирования и использования.

Третий. По сути, впервые в правовой доктрине предметом научного анализа становится не только технологическая инфраструктура интернета и ее базовые компоненты в контексте их правового регулирования, но и «функции IANA» (IANA Function), имеющие ключевое значение для технологической инфраструктуры интернета. «Функции IANA» получили свое название в связи с тем, что администрация адресного пространства интернета (Internet Assigned Numbers Authority, IANA) Корпорации по присвоению имен и номеров интернета (ICANN) стала исторически первой организацией, которая обеспечивала координацию функционирования уникальных идентификаторов интернета. Обращение к исследованию содержательных характеристик «функций IANA» порядка их осуществления рассмотрено в рецензируемой работе в ракурсе процесса, получившего наименование «Процесс передачи управления функциями IANA» (IANA Stewardship Transition), реализация которого может кардинально изменить управление технологической инфраструктурой интернета и оказать существенное влияние на интернационализацию трансграничного управления интернетом. Тенденции реализации процесса «IANA Stewardship Transition» автор исследует в контексте основополагающего условия, выдвинутого правительством США, а именно: осуществление «функций IANA» не может быть передано ни одному правительству и ни одной межправительственной международной организации.

Четвертый. Интерес представляют подходы автора к проблематике интернационализации трансграничного использования интернета и формирования институциональных механизмов регулирования использования интернета на международном уровне. Интернет, как отмечает автор, «по своей технологической сути носит международный, глобальный характер, в том числе и потому, что техническая и технологическая поддержка функционирования интернета осуществляется таким образом, чтобы обеспечивать функционирование интернета не в рамках только одного государства, но в международном масштабе». В этой связи в работе впервые предложены и обоснованы организационно-правовые критерии периодизации становления и развития международно-правовой институционализации трансграничного использования интернета и выделены основные этапы такого развития.

Пятый. В последнее десятилетие в национальном праве зарубежных государств опыт законодательного закрепления порядка в правовом регулировании использования интернета значительно расширился. В этой связи представляет интерес законодательный акт Федеративной Республики Бразилии — закон Бразилии №12965 (Marco Civil da Internet), принятый в апреле 2014 года и регулирующий порядок использования интернета в этом государстве. Бесспорный интерес представляет авторский перевод на русский язык текста названного закона, приведенного в приложении к рецензируемой монографии.

Несмотря на то что «правовое регулирование трансграничного использования интернета отстает от темпов развития интернет-технологий и динамично расширяющихся сфер его применения», автору рецензируемой монографии удалось создать целостное представление о содержательных характеристиках технологической инфраструктуры интернета и особенностях функционирования и использования ее базовых компонентов, выступающих объективным фактором формирования правового регулирования использования интернета как на национальном, так и международно-правовом уровнях, а также выявить тенденции развития складывающихся подходов в этой области. Серьезным достоинством работы является то, что книга написана на основе анализа большого количества иностранных источников, которые тем самым вводятся в научный оборот в нашей стране. Монография М.Б.Касеновой представляет несомненный интерес для юристов, политологов, специалистов в сфере интернета, а также для широкого круга читателей.

1http://kremlin.ru/events/president/news/50992

2Draft resolution submitted by the President of the General Assembly. Outcome Document of the High-Level Meeting of the General Assembly on the Overall Review of the Implementation of the Оutcomes World Summit on the Information Society // URL: http://workspace.unpan.org/sites/Internet/Documents/UNPAN95735.pdf

3См., например: Азизов Р.Ф. оглы; Архипов В.В. Отношения в сети Интернет формата WEB 2.0: проблема соответствия между сетевой архитектурой и правовым регулированием/ Р.Ф. оглы Азизов; В.В.Архипов // Закон. 2014. №1. С. 90-104.

Источник: журнал «Международная жизнь»

Запись опубликована в рубрике Авторитетно. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *