«Все СМИ социально ориентированы. Других не бывает!», — Владимир Овчинников, «Свободный курс» (ИД «Алтапресс», Барнаул)

«СМИ сейчас тяжело экономически, они пойдут “хоть куда” — даже в расширяющуюся нишу пропаганды, не задумываясь о последствиях», — так прокомментировал PlanetaSMI.RU инициативу депутатов-коммунистов Владимир Овчинников, главный редактор газеты «Свободный курс» издательского дома «Алтапресс» (г. Барнаул, Алтайский край).

В интервью нашей редакции он рассказал о возможных последствиях появления в текущем году в федеральном законодательстве понятия «социально ориентированное СМИ».

— Владимир, как вы считаете: насколько правомерно предложение КПРФ считать социально ориентированными СМИ только те СМИ, которые направлены на воспитание патриотизма, пропаганду здоровья и укрепление семьи? Ведь у нас много и других изданий, которые также можно причислить к социальным, например детские журналы…

— Не сомневайтесь: если будет закон или инструкция, будет правомерно. У меня вопросы к этой инициативе не юридические, а скорее гносеологические, то есть связанные с пониманием того, что же она изменит.

Если «НГ» передала суть инициативы верно, речь идет об увеличении объема выработки нетленки, о наращивании пропаганды «всего хорошего». Но при этом в одном понятии семантически зачем-то все перемешано и затушевано.

С одной стороны, словами «социально ориентированные» без пояснений сужен спектр СМИ, которые могут претендовать на поддержку. Все остальные медиа, если инициатива осуществится, окажутся отрезанными. «НГ» приводит мнение главы юрслужбы Компартии Вадима Соловьева, который рассказывает, что же это такое — социально ориентированная пресса. Оказывается, все просто. Ее деятельность «должна быть направлена на воспитание патриотизма среди читателей, пропаганду здорового образа жизни и укрепление института семьи». Эта тематика должна занимать не менее 25% от всего объема содержания. Все! Иных критериев нет!

С другой стороны, некоторым СМИ сейчас тяжело экономически, они пойдут «хоть куда» — даже в расширяющуюся нишу пропаганды, не задумываясь о нюансах смысла и неминуемых последствиях. А последствия наступят. Массовый рывок в этом направлении отрасли не нужен, и вот почему. Когда плохого контента в медиа будет больше, это отвратит разумную часть читателей, слушателей, зрителей от всей сферы СМИ, даже если этот контент будет социально ориентирован. Это уменьшит количество приверженцев читающего образа жизни.

Инициаторы, вероятно, опирались на веру в миф, что наш народ в лице пользователей СМИ изголодался по высокодуховной нетленке и бросится опрометью на социально ориентированные журналистские тексты. Правда жизни чуть сложнее, профессионалы об этом догадались уже давно. Таким образом, реализованный запрос на такой контент будет воспринят аудиторией как свидетельство возрастания сервильности прессы, как ее уход от анализа реальной жизни. Доверие опять понизится, а хаос в медиасфере из-за уменьшения аудитории (уйдут недовольные) не снизится.

Последующие пояснения и комментарии к этому терминологическому туману проясняют суть: считывать смысл буквально не нужно, это неправильно. Дана юридически выверенная шифровка, но казуистическая в основе.

— Давайте определим термин: что же такое социально значимое СМИ? Часть экспертов, например, полагает, что таковыми являются все СМИ, часть — что все, кроме рекламных и эротических…

— Отнесу себя к той группе, которая считает, что все СМИ социально ориентированы. Других не бывает! Перед защитой своей диссертации я как-то залез в список ВАКовских журналов и обнаружил там, например, журнал «Мясо». Не знаю, существует ли он сейчас, но уверен, что даже этот сверх-гипернишевый медиапродукт — объект социальный.

Философы по поводу понятия «социальный» больших копий давно уже не мечут, согласившись с тем, что под термин социальное попадает все межчеловеческое. То, что связывает совместно проживающих на какой-то территории людей; то, что описывает различные формы их общения. И прежде всего, социальное — это имеющее отношение к обществу и общности.

Таким образом, и упомянутые в вопросе рекламные и эротические медиа не могут быть лишены статуса социальных СМИ. Мне думается, что такие СМИ, будучи социальными институтами, о поддержке со стороны государства в период тяжелого кризиса даже и не помышляют. И правильно делают! А все остальные — потенциальные соискатели наших общих финансов, которыми распоряжается государство.

Я за то, чтобы говорить открыто, как в подписанной недавно программе патриотического воспитания: выделить 1,6 млрд рублей до 2020 года. На что? Прежде всего, на военно-патриотические активности (шефство воинских частей над школами, трудовых коллективов над воинскими частями, конференции, семинары, слеты, гранты, издание книг…). Ну, вот такой сегодня тренд.

В детсадах для ваших детей на патриотические деньги оформят патриотические уголки (главный портрет, плакаты с информацией о главных госпраздниках плюс Пасха, Троица и Рождество. И дата Великой Октябрьской революции. — Смотри любой поисковик). В школах для ваших детей проведут уроки патриотического воспитания, например, научат маршировать. В вузах энтузиасты организуют на средства программы научно-методическое сопровождение процесса обучения, например, искусству маршировки.

По мне так все справедливо, потому что все наглядно и потому что есть сигналы, что так хотят. Хочется «Зарницу» — пройдите в окно №… Она там выдается.

В обсуждаемом здесь термине определение «социально ориентированные СМИ» излишне загромождено вторыми и третьими смыслами. Коммунисты, видимо, просто хотят дать маленько денег правильным СМИ, а формулируют сложновато.

Конечно, родной язык с кем угодно может шутку сыграть. Не это ли и произошло с авторами формулы? Они, скорее всего, пишут не об ориентированных, а об ориентирующихся СМИ, то есть находящихся (или поставленных) в ситуацию выбора направления.

— Поддержка печатным СМИ, особенно сейчас, в сложный экономический период, необходима — это факт. Какой она должна быть? В чем выражаться?

— О первом блоке я уже высказался. Подытожу: есть сформулированные властями потребности, есть средства на их удовлетворение. Пожалуйста, желающие, пишите гранты, реализуйте их.

Более того, это уже не будущее, в стране имеется апробированный опыт грамотного подхода к реализации такой стратегии. Например, Агентство печати и массовой информации РФ не только ищет элитные СМИ, а уже несколько лет финансирует элитные проекты в живых медиа. В этих проектах — как говорит наш опыт по написанию в 2015 году нескольких вкладок в «Свободный курс» о проблемах импортозамещения в Алтайском крае — не содержится требование что-либо хвалить или восхищаться какими-либо идеями. Нами, например, был заявлен полный анализ проблемы — он и был поддержан без устных и письменных предисловий. Уверен, что это неплохой опыт: нет вмешательства в редакционный процесс, нет схем и темника, вся инициатива предоставлена редакционным коллективам… И проблему терминов в этом министерстве уже решили: они называют поддерживаемые проекты социально значимыми.

Второе направление поддержки: было бы неплохо осуществить комплекс мер, демонстрирующих заинтересованность государства в существовании СМИ как социально ответственного бизнеса. Это отдельный большой разговор.

Третий блок. Государственная поддержка читающего образа жизни — от субсидирования выпуска хороших книг до поддержки уже существующих феноменально интересных программ типа «Газета в образовании» или, в соответствии с требованиями дня, «Медиа в образовании». К этому направлению должна примыкать и недостаточно энергично решаемая проблема подготовки и переподготовки журналистов, редакторов, преподавателей журфаков, медиаменеджеров…

— В посвященной обсуждаемой теме публикации «НГ» был приведен комментарий члена СПЧ Ильи Шаблинского, который прямо заявил: привилегии приведут лишь к тому, что желающие получить их СМИ откажутся от политической тематики, полностью погрузившись в социальную сферу. Цитирую: «В результате помощь получат узконаправленные нишевые издания, которые никому сегодня не интересны. А на крупные независимые СМИ усилят давление, намеренно поставив их перед выбором — либо столкнуться с серьезными финансовыми трудностями, либо изменить формат издания». Вы согласны с таким мнением?

— Однозначного «да» или «нет» недостаточно. Крупные независимые СМИ, особенно входящие в устойчивый медиахолдинг, не так-то просто сковырнуть с соблюдением существующих легальных процедур. Конечно, если специально не выстроить для них серьезные финансовые и экономические преграды.

Обсуждаемая инициатива коммунистов, на первый взгляд, содержит в себе такой посыл: если бы ненужные СМИ вдруг исчезли сами (разорились, закрылись, скурвились), то, вероятно, не пришлось бы срочно «социально ориентировать» контент всех медиа. Я не разделяю этой гипотезы, все проще, скорей всего: хотят спеть в унисон с большинством. А заботиться о том, чтобы в кризис случайно не кувыркнулась лучшая половина отрасли, надо по-другому.

Но в целом, конечно, господин Шаблинский говорит о возможном развитии ситуации.

— И последний вопрос — о необходимости разработки критериев. Насколько такая работа актуальна? Ведь Экспертный совет при Минкомсвязи, когда формировал список социально значимых печатных СМИ для предоставления им льгот по подписке, уже прописал их критерии. Насколько тематическое распределение министерства соответствует реалиям издательского рынка? Ведь если соответствует, может быть нужно просто взять его за основу…

— Инициатива Минсвязи — это еще один признак разрыва шаблона восприятия образа государственной машины. Но это не спасительный шаг, потому что доходы от подписки в структуре доходов многих региональных СМИ хоть и весомы, но составляют лишь часть бизнеса. Надо продолжать оздоравливать медиасферу — и компаниям, и государству. Категории сортировки — это не принципы, категории могут быть подвижными, но они должны быть сопрягаемы с целями. У нас пока туманно с объявленными и истинными целями.

А со спектром изданий, нуждающихся в поддержке, мог бы адекватно работать индустриальный совет. Это для десятка-другого профессионалов (не обязательно гуру из столиц) не было бы не решаемой проблемой. Важно, чтобы был механизм адаптирования системы к потребностям нашей социально сориентированной отрасли.

***

Евгения Трушина

Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции

Запись опубликована в рубрике Актуально. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *