Поручения Президента РФ о поддержке медиаотрасли выполняются плохо или очень плохо

21 сентября с.г. в помещении ИД «Комсомольская правда» прошло совещание представителей медиаотрасли. Главным в повестке дня совещания был вопрос: почему федеральные и региональные органы исполнительной власти игнорируют поручения Президента РФ В.В.Путина о поддержке медиаотрасли, данные им в 2014-2015 гг.

В совещании приняли участие: А.В.Авдонин, генеральный директор ООО «Мир новостей Медиа», В.В.Керов, председатель Координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, Б.А.Кузьмин, президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов, Д.В.Мартынов, президент Ассоциации распространителей печатной продукции, А.В.Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции, Т.В.Паршкова, исполнительный директор Союза столичных издателей, Я.В.Полюхович, исполнительный директор Ассоциации распространителей печатной продукции, Т.В.Попова, исполнительный директор Альянса независимых региональных издателей, Е.М.Предко, директор по маркетингу и продажам ЗАО «Прайм Принт Москва», Д.А.Ремизов, директор VMG-Group, А.В.Туманов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи и др..

Совещание открыл А.В.Оськин, который отметил, что из данных Президентом РФ за последние два года поручений о поддержке медиаотрасли практически ни одно не выполняется. Не принимаются должные меры по повышению доступа россиян к печатной продукции. Не решены вопросы по поддержке экономики киосков прессы за счет расширения ассортимента реализуемых в них товаров, по дотациям Почте России на доставку подписных изданий населению, по снижению цен на полиграфическую бумагу. А.В.Оськин предложил собравшимся высказаться по поводу ненадлежащего выполнения поручений Президента, а также обсудить проект обращения представителей медиасобщества к главе государства.

А.В. Туманов высказал убеждение в том, что перемен в медиаотрасли к лучшему придётся ждать очень долго, если не проявлять инициативу и ничего не предпринимать самим. К сожалению, отметил он, большая часть медиасобщества молча ждет, что проблемы как-нибудь будут решены, надеется, что с властями можно будет договориться. Но скорее всего, такая тактика ни к чему не приведет. По мнению А.В.Туманова, выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание независимой от правительственных структур рабочей группы из профессионалов отрасли, которая, в случае наделения её соответствующими полномочиями, могла бы предлагать власти варианты решения проблем и контролировать их выполнение. В этом случае между чиновниками, для которых важен формальный отчёт, и медиаотраслью, которой нужен конечный результат, может возникнуть здоровая конкуренция.

Затронув тему поддержки в регионах РФ только лояльных местной власти печатных газет и журналов, А.В.Туманов предложил составить рейтинг губернаторов по их отношению к СМИ в регионе. А.В.Оськин прокомментировал это предложение, сообщив собравшимся, что АРПП уже два месяца занимается такой работой и что ответы на вопросы, на основании которых будет составляться рейтинг, получены уже из многих субъектов РФ.

Далее слово взял Д.В.Мартынов, который высказал мнение, что поручения президента не выполняются из-за того, что медиаотрасль подведомственна многим органам исполнительной власти – это Минкомсвязь, Минфин, Минторг, Минэкономразвития, Минкульт и другие министерства и ведомства. В то же время, нет единого координирующего органа. В известном письме главредов Президенту, сказал Д.В.Мартынов, названы три проблемы медиаотрасли, хотя этих проблем гораздо больше. Количество точек продаж прессы и книг в стране сокращается, и в этом одна из главных причин того, что люди стали меньше читать. Яркий пример: в Москве убрали киоски прессы от входов в метро, и теперь в вагонах подземки почти не видно людей, читающих газету, книгу или журнал. Другая причина падения интереса к чтению – рост цен на прессу, а ведь она была массовой именно потому, что была дешевой, доступной читателю. Надо понимать, что печатные СМИ – это, в отличие от интернета,  носитель качественной, достоверной информации. Нельзя забывать и о культурной составляющей печатных газет и журналов, которая ставит их в один ряд с книгами.

Свою оценку состояния медиаотрасли с точки зрения издателя дал А.В.Авдонин. Бездействие или негативные действия чиновников, в том числе по выполнению поручений Президента, приводят к вымиранию мелких и средних издательств, а выживают пока только крупные издательские дома. На фоне общего экономического кризиса значительно подорожали полиграфические услуги, рост цен на бумагу ведёт к подорожанию прессы, и читатели оставляют покупку газет и журналов на потом. Сокращается подписка, поскольку если раньше стоимость подписных изданий росла медленнее, чем цены на прессу в рознице, то теперь из-за отмены дотаций Почте России подписка стала заметно дороже. Существуют также и проблемы с реализацией прессы в ритейле. Супермаркеты рассматривают прессу как второстепенный продукт и соответственно относятся и к прессе, и к её поставщикам. Например, сегодня отсрочки оплаты ритейлом поставок прессы составляют до 120 банковских дней.

Б.А.Кузьмин остановился на проблемах полиграфической отрасли, которая, как он отметил, зависит от состояния издательского и распространительского дела в стране. Полиграфические предприятия активно приватизируются и уходят в другие сферы деятельности. В России остались буквально единицы книжных типографий. Развивается цифровая печать, рассчитанная на небольшие тиражи. Кризис в полиграфии заставляет типографии переходить на печать этикеток и рекламы. Одной из серьёзных проблем отечественной полиграфии является её полная импортозависимость. Говоря о решении

правительства снизить таможенную пошлину на бумагу, Б.А.Кузьмин отметил, что эта мера не является достаточно эффективной, особенно в отношении газетной бумаги, объём импорта которой крайне незначителен.

В.В.Керов обратил внимание присутствующих на то, что в проекте письма Президенту РФ важное место занимает проблема подписки на прессу, которая за последнюю подписную кампанию снизилась в экземплярах в среднем на 20 процентов. В то же время в стране есть издательства, для которых доход от подписки является основным. Также есть отдалённые районы, где недостаточно точек продаж печатной периодики, и для жителей этих территорий подписные издания являются основным источником информации. Проблема в том, что не получив дотаций от государства, Почта вынуждена поднимать тарифы на доставку газет и журналов по подписке, и значительно подорожавшая в результате этого пресса для многих становится недоступной.

Т.В.Паршкова привлекла внимание собравшихся к проблеме журналистики, заявив, что сама профессия журналиста может уйти в прошлое, если кризис в медиаотрасли будет продолжаться. Говоря о московском рынке распространения прессы, она отметила, что ежегодно его объём сокращается на 20-30 процентов. Если сохранится ситуация с недавно объявленными конкурсами на торговые места, то этот рынок перейдёт в руки индивидуальных предпринимателей и нарушится вся существующая система дистрибуции прессы. Кроме этого, необходимость платить высокую арендную плату неизбежно приведёт к повышению цен на реализуемую в киосках печатную продукцию.

Т.В.Попова поддержала Т.В.Паршкову в её оценке кризисного состояния медиаотрасли, отметив бедственное положение региональных изданий. Подписка в регионах упала на 50-70 процентов, и издательства, особенно мелкие, вынуждены закрываться, а остальные как-то пытаются выжить, уходят в интернет.

Подводя итоги заседания, А.В.Оськин отметил, что, по его мнению, причина невыполнения поручений Президента о поддержке медиаотрасли – не в сознательном саботаже чиновников, а скорее в их политической близорукости, некомпетентности, желании удержаться любой ценой в своих креслах. Наша сила – в гласности, подчеркнул он, поэтому издатели, распространители, полиграфисты, все мы должны сделать всё от нас зависящее, чтобы донести нашу позицию до народа.

Затем состоялась пресс-конференция для представителей федеральных и московских СМИ, на которой участники заседания ответили на многочисленные вопросы журналистов.

По завершении совещания и пресс-конференции представители медиаотрасли поставили подписи под Обращением к Президенту РФ В.В.Путину.

Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции

Запись опубликована в рубрике Актуально. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *