Рынок прессы в Москве ждет хаос, а цены на печать вырастут в пять раз — Татьяна Паршкова, «Союз Столичных Издателей»

Продолжая обсуждение грядущего реформирования рынка продаж прессы в Москве, PlanetaSMI.RU обратилась за комментариями к директору «Союза Столичных Издателей» Татьяне Паршковой.

Напомним, согласно приказу Департамента СМИ и рекламы г.Москвы от 18.08.2015 №02-55-321/15, в ближайшее время система киосковых продаж периодической печатной продукции в городе будет кардинально изменена. Все существующие на территории столицы торговые объекты «Печать» будут переданы в ведение недавно созданного Казенного предприятия «Мосгорпечать», которое, в свою очередь, будет выступать организатором конкурсов на право торговли в них, а также следить за выполнением конкурсных условий. Подробнее о реформировании в интервью PlanetaSMI.RU рассказала первый заместитель руководителя Департамента СМИ и рекламы г.Москвы с Юлия Казакова.

Сами распространители прессы, многие из которых являются ветеранами системы СМИ Москвы, воспринимают происходящее ни много ни мало как передел рынка. Потеряв право собственности на торговые объекты, они всерьез опасаются лишиться и права работы в них, т.к. финансовых возможностей (а именно критерий «Цена договора» при проведении конкурса будет иметь главное значение — 60%) им явно недостает, ведь газета — товар низкомарженальный, на нем много не заработаешь. Татьяна Паршкова, директор «Союза Столичных Издателей», уверена: компании-распространители, ввиду низкой рентабельности бизнеса, просто не смогут конкурировать деньгами, поэтому в ближайшее время большая часть игроков будет заменена.

— Татьяна Викторовна, в Москве утвержден новый порядок проведения торгов на право торговли в НТО специализации «печать». В чем причина реформирования рынка?

— В Москве создано новое арендосдаточное муниципальное предприятие под руководством Департамента СМИ и рекламы. Под данное предприятие принято отдельное Постановление Правительства Москвы №343-ПП от 09.06.2015 г., регламентирующее порядок его работы и предающее ему статусность. Город хочет пополнять бюджет за счет конкурсов и сдачи торговых объектов специализации «печать» в аренду.

Декларация сохранения социальных и информационных функции торговли печатной продукцией — это блеф. Предприятия-распространители из собственников торговых объектов одномоментно превратились в их арендаторов. Но так складывается, что и арендаторами распространители могут не стать, так как любой участник с другого рынка, не имеющий опыта работы с прессой, легко может получить эти торговые объекты в аренду за более высокую цену.

— Только это и беспокоит рынок? Ведь это так относительно: могут не стать, а могут и стать…

— На заре реформирования рынка в 2012 году предприятиям-распространителям Департаментом СМИ анонсировалось, что город хочет видеть новые торговые объекты, так как планируются масштабные реконструкции, строительство ТПУ, а дислокация размещения НТО устарела. Участники рынка в очередной раз «повелись» и предложили городу новые типы торговых объектов, которые в итоге были частично установлены за счет средств распространителей. Но у чиновников свои идеи…

В сухом остатке: за три года сокращена сеть киосков прессы в два раза; городом создается собственное арендосдаточное предприятие с особым статусом и новыми киосками. Для справки: все объекты на территории города проходят утверждение в Москомархитектуры и согласование архитектурного совета, т.е. поставить нелепость невозможно. Когда разработкой объектов занимались предприятия-распространители, изготовление киосков прессы обходилось в 300-400 тыс. рублей. Сейчас изготовлением занялись городские службы на «любимой» конкурсной основе, и теперь производство киоска стоит 1,5 млн бюджетных рублей.

Под такую стоимость торгового объекта рассчитана арендная плата в размере до 20 тыс. рублей в месяц. Все затраты на содержание бизнеса, начиная от заработной платы продавцов и заканчивая уборкой территории, у распространителей сохраняются, но появляются еще и дополнительные расходы в виде арендной платы, страхования городского имущества, ремонта. Вот именно этими условиями и недовольны участники рынка. Вопрос, на который нет ответа: для чего такое реформирование?

— И, тем не менее, возвращаясь к торгам и страхам: насколько обосновано беспокойство распространителей, связанное с риском потери своих торговых мест?

— Игроки рынка, которые работали на одном месте много лет, не интересны городу. Условия появления новых игроков отражены в «Порядке проведения торгов». Данный документ составлен и утвержден в короткие сроки, видимо этот фактор серьезно повлиял на качество документа. Согласно данному порядку, в торгах (конкурсе) смогут принять участие представители различных рынков — как юридические лица, так и ИП. Любой участник с суммой, превышающий начальную цену торгов, может стать победителем. Да, в документе есть показатель, учитывающий опыт работы на рынке распространения, но он не ключевой. Ключевой же показатель — деньги. Компании, занимающиеся распространением печатной продукции, ввиду низкой рентабельности бизнеса, не смогут конкурировать деньгами. Поэтому на рынок придут иные игроки. Безусловно, это не 100%-й передел рынка, но большая часть его участников будет заменена.

Беспокойство вызвано и тем, что под торговые объекты, которые надо демонтировать, строились складские и логистические комплексы, покупались дорогостоящие линии сортировки и обработки печатной продукции. Такой товар как газета бывает только первой свежести — уже через несколько часов после выхода он теряет свою актуальность. И именно под такой продукт были выстроены наши технологии. Так называемое реформирование рынка распространения прессы затронет складские комплексы, типографии, издательские дома…

Новые игроки придут на рынок продавать не прессу. Суммы штрафа за несоблюдение ассортимента, которые указаны в «Порядке проведения торгов» для других рынков — это минимальные затраты. А, так как Департаменту СМИ и рекламы необходимо пополнять бюджет за счет сдачи торговых объектов в аренду, то какой им смысл избавляться от такого арендатора, который платит и аренду и штрафы?

— По новой схеме торги в виде конкурса будет проводить подведомственное Департаменту СМИ и рекламы Казенное предприятие «Мосгорпечать». Участники рынка говорят, что таким образом создается монополия, хотя в самом департаменте указывают, что «Мосгорпечать» не будет заниматься коммерческой деятельностью… Почему же тогда рынок остается при своем мнении? На каких предположениях основаны страхи о грядущей монополии рынка?

— Понятие «монополия» имеет разные значения. В нашем случае монополизм заключается в создании одним хозяином (городом) муниципального предприятия, а коммерческая деятельность монополиста заключается в сдаче объектов в аренду. Более услугу сдачи этих объектов в аренду никто не может оказать, так как субаренда запрещена тем же Постановлением Правительства Москвы № 343-ПП от 09.06.2015 г. К слову сказать: и освобождение от торгового сбора объектов продаж прессы — это проявление доброй воли чиновников не к рынку прессы, а к своему казенному предприятию. С торговым сбором сдача в аренду объектов под прессу будет невыполнимой задачей.

— Одним результатов реформирования рынка станет уход с него «ручников», работа которых уже давно вызывает нарекания. Теперь их заменят пресс-стенды. Это как-то повлияет на рынок?

— Реформирование рынка прессы — «ручник» это, или киоск — приведет к росту цен на газеты и журналы. Па нашей оценке стоимость изданий должна увеличиться в пять раз. А есть ли у нас читатели, способное покупать газету за 1 доллар или журнал за 10? Наверное, такие есть, но их количество менее 1% от всего объема покупателей. В итоге пресса из доступного продукта превратится в VIP-товар. Даже люди, далекие от рынка СМИ, понимают, что по таким ценам пресса продаваться в нашей стране не может. За реформированием рынка распространения стоит глубокий кризис издательского сообщества. Если все будет происходить так, как решено чиновниками, то газета в нашей стране, как в Германии, будет всего одна, и иметь она будет многомиллионный тираж.

— Еще один вопрос — о стоимости аренды в новых киосках. По словам Юлии Казаковой, «в силу социальной значимости для объектов печати введен максимально понижающий коэффициент 0,3 от стартовой цены лота», и что «ставки существенно ниже ставок для других спецификаций розничного ритейла». Как вы считаете: будет ли работа по распространению прессы при предлагаемых ставках экономически обоснованна?

— Еще раз попытаюсь ответить на ваш вопрос, но с другой стороны. Так как все объекты мелкой розницы теперь принадлежат городу в разрезе профильных департаментов, то проблема отсутствия арендных поступлений будет городской проблемой — бюджет надо пополнять. У бизнеса нет лишних денег: ни у прессы, ни у других отраслей. Поэтому понижающие коэффициенты 0,3, или 0,2, или даже ноль прессе не достанутся — придут участники с других рынков.

Департамент СМИ и рекламы постепенно выступит с инициативой расширения ассортимента. Киоски прессы будут и с канцелярией, и с мобильными телефонами, и с продуктами питания… Только пресса в них будет представлена в минимальном количестве. И тому у нас есть жизненные примеры: рекламу реформировали — и не стало рекламного рынка, теперь его пополняют бюджетными деньгами в виде социальной рекламы.

— С учетом всех происходящих изменений на столичном рынке, какой вы видите систему продаж прессы в будущем? Дайте свой прогноз.

— Рынок СМИ в столице будет представлять собой новый хаос: кто-то бросится в кафе ставить стойки, кто-то уйдет в бесплатное распространение, кого-то город начнет финансировать, кого-то — государство. Независимость СМИ уйдет в прошлое.

Евгения Трушина

Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции

Запись опубликована в рубрике Актуально. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *