Правила журналистов: Илья Жегулев

Правила журналистов: Илья Жегулев

Илья Жегулев, специальный корреспондент издания «Медуза», в прошлом обозреватель «Forbes» и шеф-продюсер телеканала «Дождь». 

 

 

 

 

20 советов начинающему расследователю.

Создать какие-то правила, рамки и кодексы в журналистике пытаются уже давно. Этим занимаются самые разные люди, и мне скорее повезло, что меня миновала сия участь стать разработчиком кодекса журналиста. Однако в тех изданиях, где я работал, тоже существовали свои правила. Например, есть легендарный документ “Догма”, разработанный еще редакцией газеты “Ведомости” во времена, когда ее возглавлял Леонид Бершидский.

В догме написано, чего делать нельзя. Например, нельзя ездить в поездки за чужой счет, нельзя принимать дорогие подарки от ньюсмейкеров, нельзя рекламному отделу заходить на территорию отдела, который занимается контентом. Я же расскажу скорее не правила, а советы тем героям, которые вступили или собираются вступить на нелегкую тропу расследовательской журналистики.

Расследования — это, пожалуй, самый запоминающийся жанр в журналистике, и именно они оставляют самый долгий след. Качественные расследования порушили карьеру не одного чиновника в мире, влияют они и на власть в России. Именно с помощью расследований журналистика еще может претендовать на статус четвертой власти. Я занимался расследованиями,  чтобы написать красивые истории про предпринимателей, которые мне были интересны. Про то, как растерял все свои деньги Борис Березовский, про то, как стал всем в Монголии и потом все потерял Сергей Паушок, про Виктора Нусенкиса — загадочного православного мецената и его затейливые способы управления компанией и решения проблем, про личного повара Путина Евгения Пригожина, который теперь кормит всю российскую армию. Да и других знаменательных личностей. Здесь я попробую рассказать об основных вещах, про которые не стоит забывать, когда ими занимаешься.

1. Обед отдай ньюсмейкеру

Приятельствуйте с теми, кто может вам пригодиться. Но ни в коем случае не становитесь друзьями.

Есть такой прекрасный человек — Лев Павлючков, технолог, с которым мы познакомились на выборах в Самарскую областную думу. Энное количество лет назад он умудрился провести в парламент людей дружественной финансово-промышленной группы “СОК”, торговавшей автомобилями и запчастями. Для этого он достал из закромов запыленный бренд “Зеленых” и умудрился их раскрутить до такой степени, что они попали в парламент. После группа “СОК” заинтересовалась независимой Южной Осетией, и Павлючков перебрался туда. Тогда он посоветовал мне написать текст про Кокойты. Я с радостью согласился. Павлючков сообщил море информации, но материал про Кокойты вышел не комплиментарный. А если бы отношения перешли в дружбу, все было бы гораздо сложнее.

2. Дьявол в деталях

Ищите главное в мелочах.

Как-то я писал текст про Виктора Нусенкиса — угольного магната, который был никому не известен. Чудом я обнаружил, что в Госдуме есть депутат, которая когда-то публично выступала за поддержку Нусенкиса, а потом замолчала и наоборот изменила вектор. Это была Наталья Ермакова. Владелица небольшой логистической компании «Трансиб ТК» продвинулась, помогая УК «Заречная”. Как депутат, она стала лоббировать в органах власти инвестиционный проект на базе участка «Серафимовский». В сентябре 2009 года компании Нусенкиса приобрели права на разработку перспективного участка. Благодаря статусу инновационного проекта месторождение не выставили на аукцион. Конкурс прошел тихо и всего с двумя участниками, оба они были связаны с «Заречной». Запасы Серафимовского участка «Заречная» взяла за $12,7 млн, то есть по 2 рубля за тонну угля, что было втрое меньше рыночных цен. Потом отношения Ермаковой и Нусенкиса испортились, что тоже можно было «пробить» по интернету. В итоге, когда я ей позвонил, нужно было всего лишь произнести кодовое слово «Нусенкис».

3. Интернет не цель, а средство

Сбор информации лишь оставляет предварительное впечатление о том, куда идти и с кем встречаться. Ни в коем случае нельзя доверять публикациям. Но и нельзя на них не обращать внимания. Статьи в сети — зацепки, каждую из которых надо тщательно проверять и отметать, если не находишь подтверждений.

Например, в интернете были статьи ужасного качества похожие на сливы про Пригожина — включая уголовные дела и сроки, которые отсиживал Пригожин еще в советские времена. В итоге я нашел его бывшего партнера, который все это подтвердил и даже предоставил документы.

4. “Источники близкие к”

Если вы пишите о людях близких к власти, у вас должны быть источники во власти. Заводить их непросто, но проще всего их заводить в процессе — не бойтесь звонить и прямо по телефону пытаться собеседника убедить, что вы не представляете для него угрозы, а скорее наоборот.

5. Ищите друзей

О вашем интересанте лучше всего расскажут его друзья. Они могут рассказать больше него самого. Например, Юлий Дубов многое мне рассказал о Березовском. Еще больше мне рассказал о нем другой друг. Но публично он попросил о себе не упоминать.

6. Ищите врагов

Бывшие партнеры, уволенные сотрудники, иногда конкуренты, которых выдавили с поля.

Например, про того же Пригожина мне изначально рассказали компании, которых он выдавил с рынка. Таким образом появилась тема.

7. Не бойтесь идти в лоб

Собрав информацию, вам надо встретиться с героем публикации. Будьте готовы к встрече с оппонентом после публикации. У вас тоже есть что ему сказать.

8. Учитесь читать отчетность

Именно там можно увидеть как растут зарплаты госменеджеров, как неожиданно слились активы, и просто понять убыточность компании и сокрытие ее расходов. По отчетности в том числе, например, Алексей Навальный находил как закупал ВТБ в лизинг буровые установки при стоимости установок у производителя $10 млн за каждую, их покупают у кипрского посредника по $15 млн.

9. Защищайте свои источники

Раньше я часто для своих публикаций встречался с Александром Волошиным, бывшим главой администрации президента. Никто и никогда не догадается, где и в каком контексте я употреблял его слова. Исключительный случай — Березовский, после смерти которого я решил раскрыть его инкогнито.

10. Используйте социальные сети

Когда я делал репортаж на “Дожде” про Семена Семенченко, мне нужно было проверить информацию в интернете про компании, которыми управлял Семенченко в своей прошлой жизни, когда он был простым предпринимателем, а не главой добровольческого батальона “Донбасс”. И кроме проверки чисто юридических данных по базам информации, я искал по социальным сетям. И нашел Евгения Максименко (https://vk.com/vk_evgeny0999166692), который работал в “Новом спутниковом телевидении”. Он то и рассказал мне о своем бывшем начальнике.

11. Вы режиссер

Ваша статья — это маленький фильм со своей завязкой, развитием сюжета и кульминацией. Цепляйте читателя в каждой части текста. Идеальны для обучения статьи в Forbes, особенно формата 3-4-летней давности, когда у журналистов было больше времени для того, чтобы продумать не только содержание, но и форму.

12. Идите в поле

Монгольская степь в статье про Паушка, дом Нусенкиса со школой-пансионатом, завод Пригожина — без таких деталей ваша заметка становится унылым отчетом, который не хочется дочитывать до конца. Надо обязательно ловить репортажные моменты.

13. Три источника

Железное правило — подтверждайте самые важные утверждения своей статьи у трех источников. Это самое сложное правило, которым часто  пренебрегают. В таком случае будьте готовы защищать себя в суде.

14. В одно болото зайти дважды

Если вы готовите серьезное расследование, имеет смысл встретиться дважды с его героем. Или дважды обратиться с вопросами. Первый раз с безобидными для того, чтобы заманить героя на интервью, а второй раз — уже с проверкой информации всего материала. Пусть герой не согласится комментировать или даже каждое утверждение опровергнет — это не сильно повлияет на суть статьи, зато вам создаст поле для маневра в случае дальнейших действий оппонента после публикации.

15. Добывайте документы

Работа с документами — нудный, но важный этап расследования.

16. Государство в помощь

Умейте работать с официальными данными в интернете.

В России это СПАРК и ЕГРЮЛ, на Украине — https://usr.minjust.gov.ua/ua/freesearch . С помощью этой базы удалось найти вторую жизнь Семена Семенченко.

В России также можно найти интересную информацию на сайте госзакупок.

17. Защищайте свою информацию

Старайтесь дублировать диктофонные записи на телефон. Помните — ваша информация опасна для героев публикации. Кроме того, могут произойти просто неожиданности.

18. Нейтральное место

Там ваш собеседник такой же, как вы. Вы находитесь в равных положениях. Не думайте, что он больше разговорится в офисе, где ему, казалось бы, комфортнее. В офисе он привык быть начальником, скрывать эмоции и информацию от участников переговорного процесса, ему там легче вами манипулировать. Если все же вам пришлось встречаться в офисе, попробуйте поменять немного расположение, взять инициативу в свои руки — поставить у него телефон на зарядку, посадить его в кресло и так далее. Это не всегда удается, но надо запастись обаянием.

19. Друг юрист

Перед публикацией желательно пройтись по ней с юристами издания. Не все советы юристов нужно исполнять, однако они могут заметить то, чего не смогли заметить вы.

20. Не ссать!

Вас могут пытаться подкупить и запугать. Старайтесь относиться к этому с юмором, делайте все, чтобы себя обезопасить, но идите вперед и ничего не бойтесь.

Источник: ЖУРDОМ

Запись опубликована в рубрике Пресс-кафе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *