США запускают балтийский проект по борьбе с российской пропагандой

Посольство США в Вильнюсе объявило о специальном гранте на $500 тыс. выделенных на противодействие российским СМИ в странах Балтии

2f6425b05d5629249568b03c9ea204c8

Фото: REUTERS/Larry Downing

Как выяснили «Известия», посольство США в Литве предлагает для начинающих и опытных русскоязычных репортеров программу обучения в области журналистских расследований. Проект, рассчитанный на год (до 30 ноября 2016 года), так и называется — «Тренинг по расследовательской журналистике для противодействия российской коммуникации в странах Балтии». Успешным заявителям обещают грант в размере $500 тыс.

Выпускники проекта должны поддерживать связь с наставниками

Уведомление о гранте размещено от лица трех посольств, литовское будет координировать проект.

«Посольства США в Литве, Латвии и Эстонии намерены предложить инновационную многоступенчатую 12-месячную программу обучения расследовательской журналистике для начинающих и состоявшихся русскоязычных журналистов и других медапрофессионалов, работающих на российской периферии. Поскольку российская пропаганда и дезинформация множатся, средствам массовой информации во всех трех странах необходимы навыки и инструменты противостояния — с помощью убедительной новостной журналистики, основанной на фактах, — сказано на английском в уведомлении, размещенном на сайте посольства. — Эта программа также сформирует более зрелый и проактивный медиаландшафт XXI века во всех трех странах. Хотя программа рассчитана на все три балтийские страны и все три посольства примут участие в планировании и координации, курирует данное уведомление о финансировании (NOFO) посольство США в Вильнюсе».

В Госдепартаменте США рассчитывают, что программа продлится 12 месяцев, в течение которых участники посетят семинары, тренинги во всех трех прибалтийских странах. Внешнеполитическим ведомством также запланированы учебные поездки в США для посещения редакций и школ журналистики, изучения новых моделей финансирования и поставок качественного контента в цифровую эпоху (в пример приводится проект ProPublica), развития критического мышления.

В американском МИДе хотят создать послушную экосистему: отдельно подчеркивается необходимость поддерживать связи как между собственно выпускниками проекта из всех трех стран, так и с «американскими тренерами, экспертами, контактами» — «для расширения аудитории и круга источников». Заказчик рассчитывает, что выпускники школы также смогут передать свои знания другим журналистам. Участникам программы с «реалистичными идеями расследовательских проектов» обещают денежные премии.

Дипломаты просят заинтересованные организации присылать заявки с детализированным планом работы и предполагаемым бюджетом. Последний включает в себя расходы на персонал, неденежные выплаты, командировки, оборудование, гонорары, другие прямые и косвенные расходы. К числу расходов, которые могут учесть заявители, относятся: оплата командировок, в том числе суточных расходов, а также расходов на доставку из аэропорта и в аэропорт, гонорары, оплату приглашения экспертов из США, поездки за океан с целью ознакомления с работой современных редакций, оплата встреч и семинаров. Заявитель должен указать, как он считал расходы — к примеру, «зарплата работников, помноженная процент рабочего времени, помноженная на число работающих».

Почему выбрана Литва

Среди пожеланий дипломатов — чтобы сотрудники посольств участвовали в различных мероприятиях, устраиваемых в рамках программы. Посольство также будет согласовывать спикеров и графики журналистских тренингов.

По всей видимости, Литва, наиболее лояльная США в настоящий момент в Прибалтике, становится плацдармом американских интересов. Примечательно, что на прошлой неделе глава политического отдела посольства США в Москве Говард Соломон оставил Москву — с тем чтобы перейти на работу в литовском посольстве (izvestia.ru/news/589697). Соломон — эксперт по России, с русскими корнями, экс-директор отдела по делам России Совета национальной безопасности США; «Он знает больше о России, чем практически все, кого я знаю в правительстве США», — говорил «Известиям» бывший посол в РФ Майкл Макфол.

— На Западе уже давно ведется дискуссия о том, что он информационную войну проигрывает. Это сильно преувеличено, но в общем-то направлено на то, чтобы выделили деньги, обратили внимание, — сказал «Известиям» политолог Андраник Мигранян. — Особенно распространены все эти страшилки, что Russia Today стало чуть ли не самой главной пропагандистской машиной в мире и уже даже ни BBC, ни CNN не могут тягаться с ними. Что касается русскоязычной аудитории на Западе, то там доминирование абсолютное российских каналов, и радио, и газет. Поэтому были такие высказывания о том, что нужно выделить большие деньги на создание русскоязычного средства массовой информации для борьбы против российских информационных каналов. В рамках подобных дискуссий и реализуется этот проект в Прибалтике. Страны Балтии, как они считают, одно из самых уязвимых мест из присоединившихся к НАТО государств, поэтому туда направляют средства, с помощью которых будут противодействовать российскому влиянию.

На что хватит $500 тыс.

Говарда Соломона давно волнует содержание российских СМИ: «Беседуя с россиянами и читая прессу, я иногда сталкиваюсь с искаженным представлением о Соединенных Штатах, омраченным стереотипами и теориями заговоров», — писал он в одной из трех записей своего блога на сайте радиостанции «Эхо Москвы» (echo.msk.ru/blog/gsolomon/942029-echo).

Оперативно связаться с Говардом Соломоном не удалось. Является ли указанная сумма в $500 тыс. совокупным годовым бюджетом проекта или по несколько сотен тысяч долларов выделят каждому участнику с развернутой заявкой, организаторы новой программы отвечать не стали.

Рима Видмантас, представитель посольства США в Литве, на вопросы корреспондентов «Известий» сначала предложила составить заявку на грант, затем отказалась от комментариев по теме, сославшись на то, что сейчас идет процесс сбора заявок. Они принимаются до 31 августа, на выделение средств можно рассчитывать начиная с 25 сентября.

Если речь идет о бюджете проекта в $500 тыс., то в информационных учениях поучаствуют лишь несколько журналистов-расследователей.

— Этих денег хватит на то, чтобы подготовить 3–5 русскоязычных корреспондентов для журналистики расследований — свозить их в Америку, показать школы журналистики, провести тренинги в течение года, пригласить в Прибалтику экспертов и т.д. Другое дело, что очень мало влиятельных русскоязычных медиаресурсов и журналистов, которые могли бы участвовать в подобных грантовых проектах посольства США. Единственное, что приходит на ум, — это проект Meduza Галины Тимченко, — считает Сергей Лаврухин, бывший гендиректор РБК.

Заместитель главного редактора «Медузы» Иван Колпаков в феврале 2015 года на мероприятии о противодействии российской государственной пропаганде, которое проводил в Брюсселе фонд European Endowment for Democracy (аналог американского фонда NED), заявлял, что бюджет издания на 2015 год — €1,5 млн.

Своих инвесторов компания не раскрывает, в сентябре 2014 года Тимченко заявляла журналу Forbes, что «их имена никому ничего не скажут; это люди категорически непубличные, не имеющие никакого отношения ни к медиа, ни к политике; они делают не очень большие взносы, которых хватит на некоторое время». Прошлым летом сообщалось, что «Медузу» профинансируют Михаил Ходорковский и сын основателя мобильного оператора «ВымпелКом» Борис Зимин, но впоследствии стороны сообщили, что не договорились.

Подготовка к запуску и два месяца вещания завершились в 2014 году убытком фирмы Medusa Project SIA в размере €159,6 тыс. при выручке €48,3 тыс. (izvestia.ru/news/586668). На начало года у компании было на счетах €788 тыс., но ежемесячные расходы проекта, судя по всему, составляют порядка €50–100 тыс. и о текущих финансовых потоках ресурса судить сложно. Некоторую часть расходов покрывают доходы от рекламы на сайте. Так, по итогам мониторинга медиакита портала и баннерной рекламы на meduza.io в числе рекламодателей фигурируют операторы связи (МТС и Билайн), автопроизводители (Volvo, MINI, Mazda, Renault), Тинькофф Банк, «Интач страхование», Рокетбанк, билетное агентство «РедКасса» и др.

Галина Тимченко не смогла дать комментарий «Известиям», сославшись на занятость.

Продюсеру «Медузы» — два рукопожатия до Госсекретаря США

В мае 2015 года о необходимости поддержки Штатами борьбы Латвии с российской пропагандой заявляла еще не вступившая в должность посол США в Риге Нэнси Петит. Но она имела в виду скорее местные СМИ — а Meduza по большому счету ориентирована на Россию. Правда, есть и англоязычная версия «Медузы», ее продюсером работает американец Кевин Ротрок. Он главред проекта «Эхо Рунета», созданного фондом Джорджа Сороса Open Society Foundations (депутаты-коммунисты в июне потребовали признать ее «нежелательной» в РФ); призывает прекратить «преследование российских независимых СМИ» (tjournal.ru/p/rothrock-confessions). У себя в профиле на блог-платформе Global Voices (globalvoicesonline.org/author/kevin-rothrock) Ротрок указывает, что 3 года работал в вашингтонском American Enterprise Institute с другим, более опытным русоведом Леоном Ароном — три из пяти книг Арона о России в названии содержат слово Revolution.

В декабре 2014 года Арон вошел в американский правительственный Совет управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors), который управляет рупорами американской доктрины: это холдинг «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (RFE/RL) и «Голос Америки». В BBG входят всего восемь человек, включая Госсекретаря США Джона Керри.

Вышеописанный балтийский проект будет одним из целой эскадры, которая анонсирована в последнее время. В конце июня 2015 года RFE/RL сообщал, что ЕС намерен противостоять российской пропаганде путем поддержки независимых медиа в странах Восточной Европы и повышению информированности об «активности внешних лиц в области дезинформации» (goo.gl/Iof9JU). Издание при этом ссылалось на стратегический план коммуникаций ЕС. Документ, подготовленный дипломатами ЕС, призывает более активно убеждать людей в Украине, Грузии и Молдавии, что реформы, поддерживаемые Евросоюзом, могут улучшить их жизнь. Ключевым элементом стратегии называлось подразделение по коммуникациям ЕС East StratCom Team, запущенное в апреле 2015 года, оно также начнет постоянно работать осенью.

Ранее власти Евросоюза обсуждали идею создания русскоязычного телеканала для противостояния Russia Today, помощь Украине по борьбе с пропагандой обещали  США и НАТО. Далее, к началу 2016 года Нидерланды и Польша хотят запустить русскоязычное информационное агентство для борьбы с российской пропагандой, заявлял министр иностранных дел Нидерландов Берт Кундерс. Вопрос финансирования агентства планируется решить в сентябре.

Кроме того, как писали «Известия» (izvestia.ru/news/585366), в этом году на базе чешского офиса RFE/RL создают цифровой медиадепартамент DIGIM. В этом подразделении будут работать специалисты по социальным сетям, их задача — «противостоять дезинформации в российской медиасфере посредством различных соцмедиаплатформ (в частности, Facebook, Twitter, «ВКонтакте» и «Одноклассники»)». В течение финансового года, который начнется 1 октября 2015 года, на проект по борьбе с «реваншистской Россией» в BBG собираются затратить $15,6 млн. Этот проект определен BBG как приоритетный наравне с противостоянием идеологии фундаменталистов «Исламского государства» (ИГИЛ).

Источник: Известия

Запись опубликована в рубрике Актуально с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *