«Вертолётка» в крутом пике…

Иван Ермаков: «Удастся ли эффективным менеджерам из ОАО «Вертолёты России» превратить территорию завода в яхт-клуб с развлечениями?»

«Вертолёткой» с давних советских времён народ одновременно ласково и уважительно прозвал Севастопольский авиационный ремонтный завод, базирующийся в районе бухты Омега.

Своё начало «лётная» территория на берегу бухты Круглой ведёт аж с 1912 года. Тогда, ещё при царской власти, на этой территории базировался филиал Московского центрального аэрогидродинамического института. Здесь проводили испытания летательных аппаратов. Уже при Советской власти на базе ангаров и помещений ЦАГИ были созданы авиационные мастерские по ремонту авиатехники советского Черноморского флота, и в конечном итоге был создан 770-й авиационно-ремонтный завод (в/ч 63994) Министерства Обороны СССР.

В Великую Отечественную войну коллектив завода вписал свои строки в летопись героической обороны города. Он восстанавливал повреждённые в боях самолёты, изготавливал миномёты, гранаты и другое вооружение, требующееся фронту и защитникам Севастополя. Немцы расценивали завод как реальную «боевую единицу» и именно поэтому пытались неоднократно его уничтожить. На территории завода в апреле 1942 года во время налёта фашистской авиации погиб герой испанской войны, командующий авиацией ЧФ генерал Николай Остряков (в дань памяти о заслугах этого человека его именем сейчас назван проспект в Севастополе) и ещё более 40 офицеров, краснофлотцев и рабочих завода. Улица Лётчиков в районе завода дала неформальное название самому крупному микрорайону города – Лётчикам.

После войны завод был восстановлен из руин и уже к началу 90-х годов прошлого столетия стал настоящим военным производством, на котором трудились сотни людей, давая новую жизнь самолётам и вертолётам для боевых частей морской авиации всех флотов, а также пограничникам, частям ВВС более чем в пятнадцати дружественных СССР зарубежных стран. Ежемесячно в небо поднимались, приобретя, как бы, новую жизнь и улетали в боевые полки пять летательных аппаратов, пройдя полный цикл капитального ремонта, модернизации или усовершенствования.

В конце 80-х годов прошлого столетия с целью увеличения количества вертолётов, проходящих ремонт, было принято Постановление ЦК КПСС и Советского Правительства о строительстве практически нового завода и двух его филиалов с доведением числа работающих до 15 тысяч человек. Но, к большому сожалению, осуществить это не удалось, т.к. Советский Союз «приказал долго жить»…

В дальнейшем судьба уготовила заводу разные перипетии, но, тем не менее, он, причем, один из немногих оставшихся в городе предприятий, продолжал работать. «Вертолётка» давала возможность трудиться людям, зарабатывать тем самым себе и своим семьям на жизнь, а также обеспечивая поступление прибыли в казну родного города, в том числе и валютную.

Во все времена завод являлся военным предприятием, т.е. цель его существования была – поддерживать готовность боевых частей. Подчинялся он всегда Министерству обороны (будь то СССР или Украина).

После возвращения Севастополя в «родную гавань», усилиями руководства города завод стал принадлежать Севастополю. Но, по слухам, уже идёт подготовка к разделу собственности завода 50 на 50 между городом и холдингом «Вертолёты России». Думаю, что это будет первый шаг к полной передаче завода в собственность компании «Вертолёты России» и, в дальнейшем, как мне представляется, потере завода как такового.

Подтолкнуло меня к написанию этого материала передача на телеканале «Звезда» от 19 июля сего года, в которой говорилось о заводе. Корреспондент показал картинку о якобы полной загрузке заказами завода. Буквально перед этим у меня, как бывшего руководителя этого предприятия советского периода, не утратившего связь с ним, была целая группа работников завода. Из их рассказов я узнал, что картина на заводе с заказами, работой, оплатой за труд и пр. вырисовывалась совершенно иная. Зачем же стоило так врать принародно уважаемому телеканалу «Звезда»? Кто заказал эту передачу?

В городе много проблем, и это понятно. Но говорить о них нужно честно и искать по их поводу реальное решение. В противном случае доверие к властям будет сомнительным. Людей, работающих на предприятии, обмануть невозможно. Развал происходит у них на глазах. А ведь севастопольцы тем и отличаются, что во все времена «болели» за свой город и стояли на смерть перед любым врагом. Но всегда в истории города враг был внешним, что было понятно. А теперь?

Для понимания ситуации и, соответственно, перспектив, стоит дать характеристику «Вертолётке». Завод занимает прибрежную территорию 16,7 га плюс отдельная площадка на проспекте Октябрьской Революции – 1,2 га. Число работающих на заводе – примерно 380 человек. Из них руководителей, ИТР и непроизводственного персонала трудится около 65% от всего списочного состава, следовательно, промышленных рабочих – где-то одна треть. То есть, тех, кто с «сошкой» в три раза меньше чем тех, кто с «ложкой».

Зарплата рабочих, по их рассказам составляет:

3-й разряд    8 – 11 тыс. руб.

4-й разряд    10 – 12 тыс. руб.

5-й разряд    11 – 13 тыс. руб.

6-й разряд    12 – 15 тыс. руб.

Зарплата руководящего состава составляет:

директор                70 – 90 тыс. руб.

заместитель                50 – 70 тыс. руб.

начальники цехов, отделов        40 – 50 тыс. руб.

мастера                25 – 35 тыс. руб.

ИТР                    18 – 30 тыс. руб.

Если учесть, что на сравнительно небольшой ныне коллектив завода у директора почти десяток заместителей вывод напрашивается совсем не позитивный. К слову, когда я руководил заводом, у меня был один заместитель, он же – главный инженер. И этого хватало при численности работающих на заводе людей в разы больше, я уже не говорю об объёмах выпускаемой продукции. Однако, как видно, в российском холдинге «Вертолёты России», под патронажем которого сейчас фактически находится завод, свой, можно сказать, совершенно уникальный подход к производству.

Президент и Правительство Российской Федерации в сложнейших экономических условиях идут на обеспечение социальных гарантий людям. На заводе же картина совсем, как мне кажется, обратная. В нарушение законодательства назначенный с «материка» при участии ОАО «Вертолёты России» директор завода без согласования с профсоюзным комитетом берёт и снижает действующие нормы и расценки работ для рабочих на 52%. При этом свой «труд» он переоценке не подвергает.

Если говорить о загрузке реальной работой, которая характеризуется основным показателем – сколько выпущено вертолётов из ремонта и сколько находится в технологическом цикле, то тут много вопросов. По предоставленным мне сведениям, с августа 2014 года в воздух не поднялся ни один вертолёт по Гособоронзаказу для нужд Министерства обороны РФ.

Два вертолёта, поступившие по Гособоронзаказу в ремонт с августа 2014 г., «пылятся» в цехах. Когда они будут выпущены как готовая продукция, трудно сказать. Деньги, выделенные на данный госзаказ, потихоньку проедаются. Сам же Госзаказ в сроки, определённые контрактом, по прогнозам специалистов вряд ли будет выполнен.

Надо отметить, что поступившие финансы за ранее выполненные работы по прошлым контрактам с Вьетнамом и Хорватией успешно израсходованы новым руководством (т.е. фактически проедены).

В этой связи мне хотелось бы задать вопрос руководителям (в том числе и московским), в чьём подчинении находится «Вертолётка», знают ли они реальную обстановку на заводе?

Кстати, один из замов генерального директора холдинга «Вертолёты России» Юрий Борисов, на торжественном собрании по случаю юбилея много обещавший коллективу завода и которого я, выступая, предупредил о его личной ответственности за судьбу завода, как оказалось, за какие-то дела уже снят со своей должности в холдинге и не работает там вообще. То есть спрос с него невозможен. Поэтому хочу переадресовать вопрос о судьбе завода и ответственность за множественные обещания, данные ранее Ю. Борисовым, руководителю холдинга «Вертолёты России» Александру Михееву.

Нынешний директор завода Алексей Толмачёв прибыл на должность из системы «Вертолёты России». Работал сначала на авиазаводе в Кумертау, а потом на небольшом авиаремонтном предприятии в посёлке Донское Калининградской области. Он также обещал «золотые горы» коллективу завода и руководству города.

Отмечу: людей сразу насторожили его «бравые» заявления о том, что раньше всё было плохо. Сейчас же, с его приходом, всё будет прекрасно. Вот только народ ему в подчинение достался якобы некомпетентный, недисциплинированный. Я, мол, умею и могу быть кризисным менеджером.

Пока это в Севастополе незаметно, да и верится с трудом, что такое возможно. Но вот недавно на заводе в Кумертау, где ранее работал этот «специалист», проходили демонстрации рабочих по причине того, что у них возникло подозрение о стремлении холдинга «Вертолёты России» довести предприятие до банкротства и сокращения.

К сожалению, директор завода и его новый кадровый руководящий состав, по заявлениям заводчан, полностью потеряли управление производством и развитием завода. Закрыты участки гальваники, изготовления резино-технических изделий, механообработки, сварочный, по ремонту гидроагрегатов КАУ, РА, РС-60, ремонта и настройки противолодочного комплекса «Осьминог». А ведь гальваника выполняла и обеспечивала все необходимые техпроцессы серебрения, кадмирования, цинкования, фосфотирования, хромирования и т.п. Цех сборки уже практически потерял ведущих специалистов – сборщиков, настройщиков, регулировщиков. Зато есть привезённый из Кумертау лётный экипаж, на который расходуется ежемесячно 150 тысяч рублей. Правда, на чём и когда они будут летать и что испытывать, – большой вопрос. Есть уже и военная приёмка…

Кстати, бытовой корпус, построенный для рабочих ещё при моём управлении заводом, с баней, душевыми, раздевалками, спортзалом превращён в VIP-номера, в которых проживает сам директор, его приближённые, привезённый для бездействия экипаж и т.п. По заявлениям заводчан за проживание, свет, воду и пр. услуги ни директор, ни другие лица, там проживающие, не платят ни копейки. Это уже попахивает коррупцией. Мне бы хотелось попросить надзорные органы вникнуть в проблемы завода и навести должный законный порядок.

Особого внимания на заводе во все времена требовала лётно-испытательная станция. К слову, лётчиками-испытателями назначались опытные лётчики с должностей зам.командира полка или командира эскадрильи. В моё руководство командовал ЛИС командир лётного полка и было два лётных экипажа.

По моим сведениям, в настоящее время ЛИС не сертифицирована, нет схемы выполнения лётных испытаний на заводе, утверждённой Министерством обороны РФ и согласованной с Губернатором. А ведь надо решить главный вопрос: как проводить лётные испытания в окружении завода жилым массивом, пляжами, Парком Победы. Это ведь люди вокруг, и надо прежде всего обеспечивать их безопасность.

Как говорят, очень обижает нынешнее руководство завода ветеранов. На завод их стараются не пускать. Даже у вчерашнего председателя заводского профкома Александра Зелёнкина, проработавшего на заводе почти 50 лет, и то отняли возможность бывать на заводе.

9 Мая этого года, впервые за многие послевоенные годы, колонна заводчан не была у могилы, где захоронены работники, погибшие на боевом посту при налёте фашистской авиации. А ведь один из замов у директора – Александр Макаров, полковник – в бытность мою руководителем возглавлял колонну при шествии заводчан к месту захоронения. Неужели забыли о долге нас всех перед их светлой памятью?

Заканчивая изложение моих мыслей о состоянии завода и его будущем, я с горечью и болью спрашиваю: что же задумали вершители его дальнейшей судьбы?

Если же задумали уничтожить завод, построить на его «золотой» прибрежной территории яхтклуб, элитные коттеджи, обеспечить сферу своих личных интересов, то я со всей ответственностью заявляю, что буду делать всё от меня зависящее по недопущению этого. Говорю это потому, что считаю: я как бывший руководитель завода и города, имею на это право. Я отдал заводу самые лучшие годы своей жизни. Предприятие стало гордостью среди заводов системы ВМФ МО СССР. Завод был кормильцем для тысяч людей. Родина же получала возвращённые к жизни боевые единицы для обеспечения безопасности страны. Люди получали жильё, достойную зарплату, возможность поправить здоровье и обеспечение отдыха работающих на заводе и членов их семей.

И я как командир (а на заводе только так и называли в то время директоров) счастлив, что был и сейчас ещё есть такой коллектив с огромными трудовыми и боевыми традициями, с замечательными людьми, которыми гордился город. И они гордились, что живут и работают на одном из лучших предприятий в городе-герое Севастополе.
Честь имею,

командир в/ч 63994 (770 АРЗ), полковник Иван Ермаков,

член Союза журналистов Российской Федерации

 

Командующий ВВС Краснознамённого Черноморского флота генерал-лейтенант Николай Фадеев и полковник Иван Ермаков в 1993 году за вклад в развитие и освоение авиационной техники награждены Федерацией авиации и космонавтики России медалью имени Михаила Миля (генерального конструктора вертолётов МИ). 

Командир части Иван Ермаков с группой ветеранов-заводчан у памятника вертолётам семейства КА на территории завода.

Памятник Николаю Острякову и заводчанам, установленный на месте их гибели на территории завода.

День Победы для авиаторов всегда был самым большим и святым праздником.

Запись опубликована в рубрике Авторские колонки, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *