Миссия выполнима

Помните лемовский Солярис — планету, посылавшую на орбитальную станцию фантомов из прошлого ее обитателей? Чем дольше фантомы находились рядом с людьми, тем больше очеловечивались… Нечто похожее в процессе длительной эволюции произошло с одним теперь уже очень известным севастопольским предприятием. Созданное в далеком 1933 году в утилитарных целях реализации монополии государства на распространение информации, оно в итоге трансформировалось в нечто совсем неофициальное, почти по-домашнему уютное. Не случайно же после полного исчезновения общегосударственной структуры в 90-е годы прошлого столетия бренд «Союзпечать» продолжают эксплуатировать различные коммерческие новообразования, имеющие к распространению газет и журналов весьма опосредованное отношение. Или вообще никакого. Севастополь уникален во многом. И в этом — тоже. У нас агентство «Союзпечать» не только сохранило классическое название, но и не изменилось ни по сути, ни по содержанию. Нынешний руководитель этого государственного унитарного предприятия Вадим Докин считает, что это не просто хорошо, а очень здорово. Почему? Кроме этого первого вопроса, я задал директору и немало других. Многие ответы оказались совершенно неожиданными. Впрочем, хватит заниматься интриганством: разговор действительно получился не просто интересным. Важным. Итак…

— У севастопольского агентства «Союзпечать» в самом деле очень давняя история, — сообщил собеседник. — 16 августа 1930 года по решению СНК СССР для усовершенствования существовавших механизмов распространения газет и журналов было организовано централизованное и широко разветвленное Всесоюзное объединение «Союзпечать». Региональные отделения открывались при почтово-телеграфных конторах. В Севастополе это произошло 13 сентября 1933 года. Указанную дату и считаем днем рождения.

Задача, сами понимаете, была политической, и к ее выполнению относились с максимальной ответственностью. Показателем может служить уже то обстоятельство, что здание на ул. Володарского, 19, целевым образом проектировалось и строилось для агентства «Союзпечать». Его ввели в эксплуатацию в 1975 году.

С тех пор нас, конечно, как говорится, пощипали, но система газетного экспедирования и товарная база действуют с четкостью десятилетиями отлаживаемых механизмов. Я абсолютно ничем не рискую, утверждая на весь город, что и сегодня мы успешно решаем проблему по обеспечению широкой доступности для населения самой свежей периодики. Сократилась, но системно сохранена сеть киосков, которые, как и когда-то, открываются в семь, а где-то и 6.30 утра. По сути, остается неизменным самое главное. Ритуал. Именно так воспринимается многими нашими постоянными клиентами поход за утренней газетой. Специально общался недавно с некоторыми из них. Знаете, на что пожаловались? На отсутствие очередей. В советское время такое случалось, но товар — недорогой, киоскеры не просто квалифицированные, но еще и очень душевные, и в итоге короткое стояние в очереди превращалось в непринужденное утреннее общение, повышавшее общий тонус перед грядущим трудовым днем. Даже если что-то забыл дома (расческу или зажигалку, например) — не проблема: киоскер выручит.

Знаете, по каким критериям и сегодня у нас оценивается работа киоскера? Во-первых, качество раскладки товара и внешний вид ларька. Во-вторых, отсутствие жалоб. В-третьих, объемы реализуемой периодики. Все остальное — это в-четвертых, пятых и шестых…

«Союзпечать» — очень уютный, добрый, открытый бренд. Обидно, если где-то его пытаются эксплуатировать не по целевому назначению…

— Вадим Владимирович, а вот с этого места, пожалуйста, поподробнее. Опыт вашей предыдущей (успешной, кстати) работы, например, по запуску коммерческого медийного проекта под брендом «Авторадио» предполагает у вас наличие жесткой коммерческой хватки. Деньги не пахнут…

— Я возглавляю ГУП «Агентство «Союзпечать» с 1 января с.г., и знаете, в какой последовательности учредитель — департамент внутренней политики правительства — ставил передо мной задачи? 1. Не закрыть ни одного киоска. 2. Совершенствовать систему распространения периодики. 3. Не просить из бюджета денег. 4. Приносить доход в городской бюджет. Именно так. Потому, что это — Севастополь. Здесь не принято каждый раз начинать историю с чистого листа. Не принято рушить то, что работает на консолидацию… Я, может, не очень четко формулирую это словами, но севастопольцы меня поймут на частоте движения души.

Так вот — принципы функционирования севастопольской «Союзпечати» очень органичны ментальности города. Не случайно только здесь предприятие сохранило не только название, но и государственную форму собственности. Такого уникального опыта на территории бывшего СССР больше нет. В материковой России, например, распространением печатных СМИ занимается АО «Роспечать» (появилось в результате акционирования «Союзпечати»). Но одно другому, тут я с вами согласен, мешать не должно. Поэтому пройдемся по пунктам. В нашей сети далеко не все киоски прибыльные. И деятельностью ликвидных мест мы покрываем убытки других. Почему? Ну, например, есть два убыточных киоска. В Верхнесадовом и Каче. По законам коммерции их стоило бы закрыть. Но сельская зона и так обделена. Кто из сельчан поедет за газетой в город? Никто. Разве что с оказией. Потому они и продолжают работать, и это уже не коммерция, а совсем иное.

Вот сейчас, слава Богу, часто можно слышать: «Русские своих не бросают». Севастопольцы — тем более. У нас основа, на которой держится предприятие, — киоскеры.. На сегодня — 60 человек. Среди них немало уникальных людей, работающих по 20, 30 и даже 40 лет. Есть династии. Например, Раиса Семеновна Мамонова в Балаклаве работает уже более 40 лет. До этого там же трудилась ее мама. Представляете, как к ним относятся жители микрорайонов, где десятилетиями находятся наши «нестационарные объекты торговли»? Практически как к членам семьи. Пообщайтесь с нашими киоскерами. Поймете: кроме работы, у них есть и миссия. Они это так понимают. Поэтому никто не возмущается по поводу того, что киоски центрального кольца вынуждены перекрывать убыточность периферии. Возмутятся, если закроем…

Но пункты 3 и 4 тоже никто не отменит: денег не просить, но в бюджет отчислять. А вот это уже моя ответственность и мои обязательства, которые взял на себя при подписании контракта.

— Одно из таких обязательств, раз уж пошли по пунктам, — совершенствование системы распространения периодики. Об этом, если можно, подробнее. Ну и о других, поскольку сами упомянули, придется продолжить…

— На сегодня через нашу сеть уже реализуется 980 различных изданий. Могло быть и больше, но, как государственное предприятие, мы все наши новые договоры обязаны проводить через предусмотренную законом процедуру закупок. Тем не менее показатель — неплохой. Даже удивительный для многих наших коллег «с материка», с которыми мы, как новички в российской системе распространения, активно взаимодействуем. Думаю, получается не потому, что мы такие замечательные. Скорее, старательные, как первоклассники. Например, новый общероссийский классификатор продукции и услуг вступает в обязательное действие с 1 января 2016 года. Но действует с 2012-го. Естественно, что мы сразу отстраиваем работу по новому классификатору, в то время как коллеги только готовятся на него переходить. Есть и еще один, так сказать, фактор реального роста. Это стремление наших работников, в том числе и пенсионного возраста, быстро изучать российское законодательство, осваивать инновационные методы работы. Чтобы быстрее интегрироваться в систему производственных отношений РФ. Это дает реальные результаты.

Кроме того, перед нами стоят и другие задачи, связанные с повышением общей эффективности деятельности предприятия. Это и расширение существующей торговой сети. В правительстве сейчас разработана схема размещения нестационарных объектов торговли. Мы внесли свои замечания по новым киоскам и переносу некоторых уже существующих. Надеемся, теперь будет не как тогда. В украинский период севастопольской истории все конкурсы традиционно выигрывались коммерческими структурами.

Но простое расширение (или восстановление географии — за прошлые десятилетия число наших киосков уменьшилось вдвое) сети желаемого эффекта не принесет. Нам, не меняя идеологии работы, нужно расширять номенклатуру реализации сопутствующих товаров и услуг. Ну, например: в больших городах России киоски по реализации периодики оснащены и мультимедийными терминалами, позволяющими осуществлять реализацию электронных билетов на различные виды транспорта. Что нам мешает?

Многие наши «нестационарные объекты торговли» родом из 80-х годов прошлого столетия. Конечно, их тоже надо менять. Не теряя при этом, а по возможности и усиливая, эффект органичного врастания наших «точек» в сложившуюся систему организации жизни на той или иной территории города. Сейчас активно общаемся с архитектурными бюро Москвы и Санкт-Петербурга. Они бесплатно передали нам проекты малых архитектурных форм нашего профиля. Разработаны не только по всем требованиям СНиПов, позволяющим обустроить рабочее место киоскера на самом современном уровне (кондиционирование, отопление и пр.), но и с учетом градостроительной специфики мест установки.

А вот теперь по поводу того, чтобы денег из бюджета не просить, но в бюджет отчислять. Недавно в правительстве проанализировали работу ГУПов. Отметили: наше предприятие развивается за счет собственных средств, в бюджет по результатам хозяйственной деятельности обеспечены вполне приличные поступления. Думаю, продолжим в том же духе. Потенциал для роста у предприятия есть. Поэтому мы приглашаем на работу молодых людей. Главные требования: быстро вникать в суть поставленных задач, способность учиться и желание работать. Мы нуждаемся в опыте и знаниях и тех, кому за 45. Думаю, у нас вам будет комфортно. Гарантируем стабильную заработную плату, полный социальный пакет, по-настоящему интересную работу на предприятии с крепкими севастопольскими традициями.

— А нет ли опасности, что стремление резко повысить доходность предприятия вытеснит основной вид деятельности, ради которого система когда-то и была создана, — распространение газет и журналов?

— Это невозможно по определению. Мы — государственное предприятие, через которое реализуется официальная политика по обеспечению широкого доступа граждан к интересующей их периодике. Не будет этого вида деятельности — кончится и предприятие. Наше будущее зависит от такого скоропортящегося продукта, как свежая газета. Из бумаги. С ее характерным запахом и, если кому-то надо, вкусом. И чтобы сохранить культуру чтения настоящей газеты, нужно сейчас объединять усилия всех участников технологического процесса: редакций, типографий, службы доставки, распространителей. Чтобы координировать действия. Чтобы проводить совместную политику по пропаганде качественной печатной прессы. Это реально, поскольку мы — не конкуренты. Партнеры. Взять топовую семерку изданий, месячная реализация которых через нашу сеть измеряется в тысячах экземпляров: «АиФ Крым», «Комсомольская правда», «Крымская правда», «Слава Севастополя», «Севастопольская газета», «События недели. Итоги и факты», «Флаг Родины». Если кого-то это очень интересует, то среди местных газет наиболее продаваема «Слава Севастополя». Но очевидно и другое: каждое издание давно работает в своей нише, а вот проблемы у всех примерно одинаковые. В России есть Ассоциация распространителей печатной продукции. Есть Объединение издательств. Что нам мешает пойти еще дальше? Оснований не объединяться у нас нет. Думаю, мы к этому придем скорее раньше, чем позже. Севастополь еще удивит страну.

— А вы знаете — ваша уверенность вдохновляет. Надеюсь, в коллективе это тоже ощущают. Я искренне желаю, чтобы задуманное исполнялось. И… да пребудет с вами миссия. Спасибо за беседу.

На снимках: киоски «Союзпечати» давно уже стали знаковыми местами Севастополя.

Источник: Слава Севастополя

Запись опубликована в рубрике Авторитетно с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *